будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Минэкономразвития кредиты банковский сектор
Ноябрь 11, 2025
Страна
Сычева Елена

Гудбай, коллекторы

Гудбай, коллекторы
b08d7b82-ecdb-4047-b4c7-407c3e14f161_1
Работа коллектора. Источник: flickr.com

Министерство экономического развития РФ подготовило поправки в 230-ФЗ и закон «О микрофинансовой деятельности». Они касаются ситуаций, когда заемщик, попавший в трудную жизненную ситуацию, «не способен далее исполнять свои обязательства», даже воспользовавшись такими инструментами, как, например, реструктуризация долга. Авторы законопроекта, с которым ознакомился «Коммерсант», считают, что кредиторы могут продавать такие долги не только третьим сторонам, как это происходит сейчас, но и самим заемщикам, поскольку уступка требования чаще всего происходит с существенной скидкой — до 2,8 % от суммы задолженности. Разработчики законопроекта хотят обязать кредиторов направлять «должнику предложение выкупить его по цене», которая предлагается коллекторам. 

Есть несколько оговорок. В МЭР уточняют, что поправки могут распространяться только на т.н. добросовестных должниках, а не на тех, кто сознательно не исполняет взятые на себя обязательства. 

«Если же речь идет о недобросовестном должнике, который не намерен исполнять обязательства применительно к конкретному договору вне зависимости от указанных последствий, то предложенное законопроектом регулирование не будет иметь на него значимого влияния. В министерстве уверены, что законопроект направлен на совершенствование баланса защиты интересов кредитора и должника», — пишет «Коммерсант», уточняя, что в Минэке отказались от комментариев по поводу законопроекта.

Газета отмечает, что участники рынка выступили против поправок, которые предлагает МЭР. Они считают, что документ, по большому счету, просто освобождает заемщиков от необходимости платить по кредиту. 

«Предлагаемые изменения могут спровоцировать увеличение цены уступки прав требований, поскольку кредитор будет стараться избегать "прощения долга" заемщику. Это повлечет отказ кредитора и коллекторов от использования инструмента по продаже прав требований по договорам», — сказал заместитель директора департамента по работе с просроченной задолженностью Росбанка Евгений Сеньковский, уточнив, что банки могут лишиться возможности освобождения резервов путем продажи долгов.

Необходимо напомнить, что продажа задолженности сейчас регулируется двумя основными нормативными актами — Гражданским кодексом РФ и федеральным законом № 353 «О потребительском кредите (займе)». Согласно этим документам, банки вправе уступать права по кредитному договору любому лицу. За одним исключением. 

«Сам должник не может выступить покупателем, поскольку является участником кредитного договора. Третьей стороной пока чаще всего выступают либо родственники, либо друзья заемщика», — сказал порталу «Банки.ру» президент СРО НАПКА Эльман Мехтиев.

В этом контексте законопроект представляется логичным, поскольку, с точки зрения расходов на администрирование, выгоднее продать его с дисконтом самому клиенту. Об этом «Росбалту» заявил председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков. Он уточнил, что нижняя палата парламента будет поддерживать эту идею МЭР.

«Остается вопрос: не спровоцирует ли это решение массовых неплатежей. Такой риск существует, и нужно подумать, как его исключить. Помимо той суммы, которую попросит банк, заемщик, вероятнее всего, должен будет заплатить еще и налог за полученную выгоду. У меня знакомый, будучи депутатом регионального собрания, попал в сложную жизненную ситуацию, и банк ему пошел навстречу, реструктурировав кредит. А после ему вынесли порицание за неуказанный в декларации доход. Хотя, в любом случае, заплатить налог в 13 % — не то же самое, что вернуть весь долг целиком. Особенно если речь идет о больших суммах, которые по тем или иным причинам оказались для человека неподъемными. Я помню, как валютные заемщики говорили, что их долги банки продавали по такой цене, за которую они сами с радостью бы их купили. Я помню, что дисконт, с которым портфели плохих долгов уходят коллекторам, доходил до 95%. В той ситуации предложение Минэкономразвития могло бы существенно упростить людям жизнь, и избавить от общения с коллекторами», — сказал он.

Директор Банковского института ВШЭ Василий Солодков уточнил, что далеко не всегда банки продают «трудные» задолженности за 2,8 % от взятой в кредит суммы. Как правило, это те займы, которые бесперспективны с точки зрения взыскания. 

«Полагаю, что средние цифры скорее 30% от суммы долга. Банки избавляются от плохих долгов, чтобы расчистить баланс. Потому что под каждый кредит они резервируют деньги в Центральном банке, и забрать их могут только в том случае, если заемщик полностью погасил кредит, то есть, когда на балансе он больше не числится. Если с возвратом займа возникают проблемы, можно продать долг коллекторам или обратиться в суд. Если поправки примут, у банков появится дополнительный способ избавиться от балласта. С большим дисконтом заемщик сам избавит его от проблемы. Напомню, мы говорим о кредитах, которые невозможно взыскать. Их на самом деле не так уж и много. Конечно, есть риск, что предложение Минэкономразвития создаст лазейку для недобросовестных, а может и для добросовестных заемщиков, чтобы откупиться от банка за меньшую сумму, и не выплачивать долг целиком. И все же, тех, кто потенциально может этой лазейкой воспользоваться, не так уж много. Люди обычно и сами не заинтересованы в том, чтобы один раз взять у банка сто рублей, а вернуть три. Если вы сто рублей не вернете, кредитная история испортится, и ни один банк больше в долг вам не даст. Это все понимают», — подчеркнул эксперт.

Есть и еще один позитивный эффект от законопроекта, который предлагает Минэкономразвития. 

«Безусловно, от коллекторов такая мера спасет, и россиянам станет жить легче. Но для банков подобные обязательства грозят существенными издержками. Дело в том, что эта инициатива освобождает должника от исполнения обязательств, так как он сможет выкупить свой долг за значительно меньшую сумму. Фактически, ведомство заставит банки прощать часть долгов своим клиентам», — сообщил «Газете.Ru» младший директор по банковским рейтингам агентства «Эксперт РА» Вячеслав Путиловский.

Сычева Елена
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).