Это не народ? Это хуже народа.
Это лучшие люди города...
Евгений Шварц
Не мною первым замечено, что в Рунете площадка, предназначенная для обсуждения любой мало-мальски значимой информации или статьи, не являющейся программным документом ОНФ, буквально в считанные дни заполняется до краев непотребщиной.
Этим важным делом в Рунете заняты, как правило, анонимные «друзья народа», якобы добровольно взвалившие на себя тяжкую ношу защиты русского народа от разнообразных и многочисленных его врагов. Почерк у этих «друзей народа» так похож, что трудно отделаться от ощущения, что все их записи скроены по одному лекалу.
Стилистически «патриотические врезки» так сильно отличаются от просто критических замечаний или негативных отзывов, что глаз без труда вылавливает их в общем потоке комментариев.
Во-первых, они бессодержательны. Это голые эмоции и восклицания. Они не спорят, а оценивают; апеллируют не к разуму, а к чувствам.
Во-вторых, они всегда переводят стрелку дискуссии с обсуждения текста на обсуждение личности его автора.
В-третьих, они буквально заряжены агрессией. Это в прямом смысле слова ругательные «комменты». Нецензурщина – важнейший их атрибут. Мат в представлении «друзей народа» как ничто другое сближает их с русским народом. Кроме того, он должен подавить волю оппонентов к сопротивлению – нормальному человеку трудно ответить адекватно…
В-четвертых, они попросту безграмотны. Даже ругательства - и те какие-то корявые…
Смысловое поле этих «интернет-набегов» четко ограничено несколькими базовыми тезисами:
«Друзья народа» просто лучатся оптимизмом. Вслед за первым жандармом России Графом Александром Бенкендорфом они готовы заявить: «Прошедшее России было удивительно, ее настоящее более чем великолепно, что же касается до будущего, то оно выше всего, что может нарисовать себе самое смелое воображение».
Врагов очень много, но наипервейшие из всех врагов - «америкосы» (они же «пиндосы»). Пиндосы напускают на Россию порчу в виде мыслей и идей, от которых народ хиреет.
Желательно в сортире. Но, если сортира под рукой нет, то там, где их застукали с поличным. Например, в Рунете…
Поскольку никто толком не знает, о чем сегодня положено думать, то приходится «мочить» всех подряд.
Существует мнение, что под маской «друзей народа» скрываются злые тролли, нанятые Кремлем, ФСБ и даже частными корпорациями для того, чтобы дискредитировать своих оппонентов. Возможно, это мнение не лишено оснований, так как многие, кто оставляет сегодня свои комментарии под вымышленными именами, еще пару лет назад под теми же именами предлагали в сети услуги по поиску и размещению информации в Интернете (что достаточно легко проверить).
Тем не менее, «теория троллей», как и любая «теория заговора», на самом деле ничего толком не объясняет. Во-первых, даже если кто-то получает деньги за возможность публично проявлять свои низменные инстинкты, это никак не проливает свет на генезис инстинктов. Во-вторых, распространение похабщины в Рунете столь широко и масштабно, что объяснить его только материальной заинтересованностью агентов просто невозможно – никаких денег не хватит.
Скорее всего, интернет-похабщина – это одна из форм проявления существующей в обществе объективно (то есть - данной нам в ощущениях, как писал «классик») злокачественной субкультуры. Поэтому гораздо важнее приглядеться не к тем, кто заказывает эту матерную музыку (это и так понятно), а к тем, кто ее исполняет.
Существует мнение, что этот «оркестр» - и есть лицо русского национализма. Хороша ж тогда нация!
Некоторые напуганные граждане также полагают, что «друзья народа» - это начинающие русские фашисты.
Я спешу разочаровать первых и временно успокоить вторых. Интернет-хулиганье не имеет непосредственного отношения ни к русскому национализму, ни к русскому фашизму. Не будучи ни русским националистом, ни, тем более, русским фашистом, я должен, тем не менее, заметить следующее.
Национализм – это движение за создание «национального государства». Причем в этом «тандеме» слово «государство» имеет явный приоритет перед словом «национальное». Национализм есть движение конструктивное, направленное на установление государственно-правового порядка.
Национализм – это борьба за установление и развитие национальных государственных институтов, а не за их разрушение. К сожалению, националистического движения в точном смысле слова сегодня в России нет. Эта политическая и идеологическая ниша пуста.
Фашизм – это злокачественное перерождение национализма, развивающегося в крайне неблагоприятных для нации обстоятельствах. Как писал бесконечно уважаемый мною Вадим Цымбурский, фашизм – это патологическая, болезненная гиперреакция общества на внешнее давление и связанные с этим давлением унижение и кризис. Но все-таки фашизм, как и национализм, ориентирован на порядок. Только порядок в данном случае устанавливается человеконенавистнический.
Любое действительно националистическое или фашистское движение в современной России по определению должно было бы оказаться в глубочайшей оппозиции к существующему политическому строю, поскольку этот строй по сути своей является анархическим. Деградация существующего политического режима в России приводит к разрушению тех самых государственных институтов, формирование и укрепление которых являются основой программ как националистов, так и фашистов.
В отличие от националистов и фашистов, густо бранящиеся «друзья народа» абсолютно лояльны нынешнему режиму. Вялотекущий «институциональный хаос» – это их родная стихия, и они не выказывают никакого желания с ним бороться. Они попросту дурачат публику, продавая под видом национализма дешевую и примитивную ксенофобию.
Ксенофобия интернет-пачкунов имеет двойственную природу. С одной стороны, это проявление древнего как мир дикарского инстинкта ненависти к «чужим». С другой стороны, это проявление комплекса неполноценности, сублимация страха перед вызовами времени, перед конкурентами, перед стихией и общей неопределенностью, которую несет рынок.
Мы являемся свидетелями отчаянного восстания обреченного и закомплексованного дикаря. Не первого и не последнего в истории. Но никогда раньше дикарь не получал в свое распоряжение компьютер и доступ во «всемирную паутину».
Как и положено питекантропам, «друзья народа» выражаются нечленораздельно, но громко. Прислушаемся к этим звукам. Это - не протест против либерализма, коммунизма или капитализма. Это бунт новоявленных «гуннов» против цивилизации вообще и русской цивилизации в частности.
Русский дикарь, как и любой другой дикарь, не приемлет рационализма, который он ассоциирует с Западом. Призыв к рациональному и предсказуемому поведению вызывает у него резкий протест.
Однако само возникновение и развитие русской государственности и русской культуры было бы невозможно без непрерывной рационализации русской жизни, к сожалению, не всегда последовательной. Кому-то это сегодня может показаться противным, но Россия возникла путем самоопределения по отношению к «азиатчине», которое осуществлялось через усвоение западного рационализма. Без этого западного рационализма России в том виде, в котором она так нравится русскому дикарю, да и в любом другом виде, никогда не было бы. Дикарь сейчас писал бы свои «комменты» в блогах иероглифами.
Он восстал, в конечном счете, против Петровского выбора, против того, что было предначертано еще Иваном Грозным и Иваном Великим. Дикарь требует изменить траекторию русской истории. Этот бунт – бессмысленный и бестолковый. Он не ведет ни на Запад, ни на Восток. Он ведет в пропасть.
В Рунете уверенно прописался русский люмпен. Обнаглевший и расплодившийся «швондер» повсюду оставляет свои наскальные рисунки. Его агрессивность свидетельствует о том, что он запуган, задавлен и близок к истерике.
И вот тут русская власть, - сама затравленная, запуганная и близкая к истерике, - вместо того, чтобы обратиться за поддержкой к обществу, находит опору в этом «швондере». Власть и Люмпен оказываются «родственными душами». Власть молится на люмпена, люмпен в ответ боготворит власть.
Чем это государство слабее, тем выше угроза. «Кричалки» в Рунете, погромы в Лондоне и Стокгольме - ягодки с одной полянки. Везде «новый варвар» угрожает цивилизации. Но в каждом конкретном случае у него разные шансы. Как гласит русская пословица: «Пока толстый сохнет, худой сдохнет».
Новоявленные гунны – не фашисты, как не фашисты и те, кто хочет с их помощью решить какие-то конъюнктурные политические задачи текущего момента. Но и те, и другие создают предпосылки для зарождения в России фашистского движения. До этого пока еще очень далеко. Как минимум, чтобы это случилось, должны совпасть три условия: импорт идеологии с Запада (как это уже один раз было с коммунизмом), поддержка крупного капитала и мировой кризис.
Тем не менее, если катастрофа произойдет, то накликавшие ее власти и люмпены сами же и окажутся жертвами. При установлении «нового порядка» первые станут зэками, а вторые превратятся в рабов. Каждому люмпену найдется подходящая работа. Дурь из головы выветрится быстро. Но за этот урок русское общество заплатит очень большую цену. Возможно – несовместимую с жизнью.