Нравственная дилемма "эры терроризма", когда шантаж и насилие становятся распространенным средством достижения благих целей, требует решения. И один из вариантов решения поступил неожиданно быстро, причем исходит он также из среды правозащитников.
По случайному совпадению почти вслед за московскими событиями международная правозащитная организация Human Rights Watch публикует 170-страничный доклад "Немедленно уничтожены: акции террористов-смертников против мирного населения Израиля". Это первая попытка систематического анализа проблемы индивидуальной уголовной ответственности за теракты, выполненное на материале палестино-израильского конфликта.
Исполнительный директор HRW Кеннет Росс так резюмировал это исследование: "Те, кто совершают такие теракты - это не герои-мученики, а военные преступники, и к этой же категории нужно отнести всех их пособников. Размах и планомерный характер таких терактов ставит их на особое место среди других нарушений, характерных для вооруженных конфликтов. Не вызывает сомнения, что мы имеем дело с преступлениями против человечества".
По данным доклада, с января 2001 г. палестинскими террористами-смертниками было совершено 52 теракта, жертвами которых стали 250 человек, и еще 2 тыс. гражданских лиц получили ранения.
Как указывают юристы HRW, в соответствии с нормами международного права, за совершение подчиненными военных преступлений или преступлений против человечества несут ответственность их руководители. Доля ответственности ложится и на лидеров, которые не принимают разумных мер к предупреждению преступлений или мер по наказанию виновных.
В связи с этим неизбежно встает вопрос о мере ответственности Палестинской национальной администрации и лично ее главы Ясира Арафата. По мнению авторов доклада, палестинская администрация не приняла всех возможных мер для того, чтобы остановить теракты и привлечь к ответственности их организаторов и исполнителей. Тем самым она способствовала формированию атмосферы безнаказанности. С точки зрения буквы зкона, подобное бездействие само по себе не квалифицируется как пособничество террористам, однако, по мнению правозащитников, это не снимает с Арафата серьезной политической ответственности за происходящее.
Комментируя попытки палестинских боевиков оправдать свои акции действиями израильской стороны, К.Росс подчеркнул, что "запрет наносить целенаправленные удары по гражданскому населению не зависит от действий противной стороны, даже если Израиль нарушает международное право".
Исследование HRW проецируется на недавние события в России, позволяя дать ответы на некоторые болезненные вопросы, в частности, как следует трактовать ту роль, которую сыграл в событиях 23-26 октября Аслан Масхадов, можно ли оправдывать теракт тем, что чеченцы доведены до отчаяния многолетней войной, и важнейший вопрос - кто такой террорист вообще? Есть ли это главная фигура наступающей "эры терроризма", фигура, которая отныне будет диктовать обществу новые законы, или же это всего лишь очередное воплощение давно знакомого человечеству зла под названием "военные преступления, подлежащие безусловному осуждению и уголовному преследованию"?