Не прошло и месяца: Игорь Сечин возвращается. И не в качестве уже президента «Роснефти», а в качестве полноценного куратора топливно-энергетического комплекса. Это означает, что контроль за генераторами денежного потока Путин оставляет за собой и своим окружением. Вопрос: а всерьез ли и надолго ли наш «властный тандем»?
Одно маленькое аппаратное решение, одна крохотная новость на лентах информационных агентств, но какой реальной значимости! Владимир Путин подписал указ «О комиссии при президенте Российской Федерации по вопросам стратегии развития топливно-энергетического комплекса и экологической безопасности». Председателем комиссии президент назначил себя, а своим заместителем, ответственным секретарем комиссии — бывшего вице-премьера и бывшего куратора ТЭК Игоря Сечина. Здесь должность «ответственный секретарь» не должны никоим образом обманывать — это фактически управляющая должность. Иными словами: курировать ее работу будет Игорь Иванович Сечин. Роль собственно секретаря возложена на многолетнего соратника Сечина Антона Устинова.
Конечно, статус ответственного секретаря комиссии, пусть даже и при президенте Путине — это выглядит мелковато. Да и сами формальные полномочия комиссии сформулированы традиционно и обычно предполагается, что от таких структур проку никакого не бывает. Однако же сфера деятельности заявлена поистине гигантская.
Задачами комиссии является и «разработка основных направлений совершенствования нормативно-правового регулирования в сфере топливно-энергетического комплекса, промышленной и энергетической безопасности, рационального использования недр и их охраны», и «рассмотрение предложений и разработка мер, направленных на реализацию государственной политики в области регулирования цен», и «рассмотрение вопросов, связанных с предоставлением недропользователям права пользования участками недр», и прочая-прочая. Создается впечатление, что создана надведомственная комиссия, курирующая приблизительно все вопросы, так или иначе связанные с добычей сырья.
Это, разумеется, очень крутая заявка на контроль за самой важной с точки зрения российской экономики и федерального бюджета отраслью.
И когда Дмитрий Медведев заявлял Познеру, что премьер-министр у нас руководит экономикой и полномочий у него едва ли не больше, чем у президента (Цитата: «Премьер-министр каждый день подписывает десятки решений, постановлений и распоряжений правительства, которые затрагивают судьбы миллионов людей. Их, кстати, больше, чем у президента. А все эти решения прямо сказываются на экономической ситуации. Их цена колоссальна»), он то ли лукавил, то ли не догадывался еще, что ему полноценно «руководить экономикой» никто не даст.
У Медведева в правительстве есть целый вице-премьер по ТЭКу — Аркадий Дворкович. Он, разумеется, вошел в состав комиссии, но в статусе обычного члена. Стало быть, теперь все чего-то стоящие игроки отрасли будут ходить решать свои принципиальные вопросы не к нему, а к Сечину, который очевидно ближе располагается к непосредственному центру принятия решений — Владимиру Путину. Получается, что у ТЭКа не два куратора, а в лучшем полтора. А то и вовсе один.
Уже когда Сечина назначили на «Роснефть», многие начали говорить, что эта формальная должность имеет целью обозначить то обстоятельство, что Сечин никуда не ушел. Теперь за ним де-факто закреплен статус настоящего куратора ТЭК.
Вернувшись в Кремль, Путин тут же отобрал себе и наиболее важные в политическом смысле отрасли и поставил на них своего человека.
Оно и логично: основой власти Владимира Путина в 2000-е годы был контроль его доверенных лиц (не тех опереточных из опереточного предвыборного штаба режиссера Говорухина, а настоящих) за важнейшими отраслями, генерирующими огромные финансовые потоки. В этом смысле уход из «Газпрома» Черномырдина с Вяхиревым и «отгрузка» туда питерских в начале 2000-х для Путина не менее, а скорее существенно более важны, нежели захват телеканалов и зачистка Совета Федерации. Отдавать же теперь ТЭК на откуп почувствовавшему вкус власти Медведеву было бы политически неразумно. Да и Сечина обижать нехорошо.