Конец предыдущей и начало этой недели прошли для политической элиты, экспертов и бизнес—сообщества под знаком смены правительства. Основными вопросами, кажется, были «Кого уберут?» и «Кто будет президентом после Путина?» Сами фигуранты - новый премьер и старый президент – вбросили несколько заявлений, породивших очередную – надо думать не последнюю волну интерпретаций. Кабинет министров в России появится только завтра (крайний срок – пятница), но количество ответов на вопросы уикенда зашкалило, а месседжи политтусовщиков до крайности разнонаправлены.
Путин, мотивируя отставку правительства, предложил в пятницу вторую версию своего решения – причем, не обновленную, а качественно иную. «Они (члены правительства – «Полит.ру»), как я увидел, сбавили рабочие обороты, начали подумывать о том, как будет складываться их личная судьба после выборов. А я бы хотел, чтобы и Правительство в Москве, и региональные власти, и федеральные органы на территориях Российской Федерации, как швейцарские часы молотили бы не переставая вплоть до выборов, и сразу после выборов, между мартом и маем 2008 года. Нужно, чтобы это был работоспособный, отлаженный, хорошо функционирующий механизм, без всяких сбоев и ожиданий, без всяких передышек и отдыха». Как уж молотят швейцарские часы – это Владимиру Путину виднее. Суть в другом – раньше правительство работало хорошо, теперь плохо. Причем, речь, если следовать за логикой президента в том, что работать плохо стало все правительство, иначе можно было бы обойтись – следуя формальной логике – сменой отдельных членов. Косвенно также была признана недееспособность премьер-министра, который на ситуацию повлиять не мог.
Кого уволят? На сегодняшний день в числе вероятных отставников на страницах газет и в комментариях разнообразных экспертов побывали все члены правительства, за исключением глав президентских министерств (силовые ведомства плюс МИД) и Сергея Иванова. Основными претендентами на отставку считаются глава Минсоцздрава Михаил Зурабов (вроде бы будущий премьер Зубков уже заявил что-то вроде «таким, как Зурабов, не место в кабинете»), глава Минсельхоза Алексей Гордеев и Минэкономразвития Герман Греф. К возможным отставникам относится и министр регионального развития Владимир Яковлев. Также неустойчивы позиции у главы Минпромэнерго Виктора Христенко, главы Минобрнауки Андрея Фурсенко, Минприроды Юрия Трутнева и Минкультуры Александра Соколова. Назывались также руководитель Минфина Алексей Кудрин, министр транспорта Левитин, вице-премьер Нарышкин (поскольку некогда считался креатурой Фрадкова). Поговаривали, что сосредоточится на проекте "Олимпиада в Сочи" Александр Жуков.
Довершил прошлонедельный список потенциальных отставников Дмитрий Медведев, которого активно провожают в отставку (вроде бы не насовсем, а всего лишь в «Газпром») спикеры «Ведомостей». Ах да, первый вице-премьер Сергей Иванов, и все силовики вроде бы остаются. Откуда такая проницательность? Просто так кажется аналитикам.
То есть – никто пока не возьмется утверждать, кого из министров уволят. Слухов много, а инсайда нет. Один из сотрудников министерства, главу которого активно отправляют в отставку политологи, с некоторой тоской в голосе затметил в пятницу корреспонденту «Полит.ру», что отставку правительства и переназначение министров даже обсуждать не хочет, «наобсуждался уже».
Переформатирование правительства по структуре предлагалось в самых разнообразных вариантах, большая часть которых сводится к нехитрой схеме – откату от провалившейся еще в 2004 году административной реформы. Министерства по своему функционалу, таким образом, могут вернуться к варианту 2000-2004 годов, к правительству Михаила Касьянова. Причина? По всей видимости, борьба за финансовые потоки. Не захочет отдавать науку Фурсенко условному Минпрому, если вместе с наукой из его ведения уйдут и нанотехнологии.
Обновил в пятницу Владимир Путин и версию относительно выбора Зубкова в качестве премьера. «Это человек с большим жизненным и большим профессиональным опытом. Он в принципе настоящий профессионал, действующий администратор с хорошим характером, и в то же время с большим производственным опытом. Вы уже знаете его биографию», - рассказал президент политологам, вслед за чем подробно расписал достоинства нового премьера и его трудовые подвиги на каждом месте службы. Кроме одного. «А потом работал в мэрии Петербурга», - и все. Чем себя там проявил Виктор Зубков, широкой публике президент не доложил. Между тем именно эта часть трудовой биографии нынешнего премьера по не самому безосновательному утверждению способствовала признанию его назначению на пост главы правительства. И здесь, видимо, кроется какая-то тайна.
И о преемнике. «Называют как минимум человек пять, которые реально могут претендовать на то, чтобы быть избранными Президентом России в марте 2008 года. Если появится еще один реальный кандидат, значит, у народа России будет возможность выбирать из большего количества человек. И, кроме того, на результаты президентских выборов так или иначе косвенно будут влиять и результаты выборов в Государственную Думу в декабре этого года. А этим выборам будет предшествовать острая политическая полемика и партийная борьба. Чем она завершится – посмотрим. Там дальше будет видно, что произойдет в марте». Политологи, журналисты, бизнесмены и прочие заинтересованные личности начали живо обсуждать, кто входит в шорт-лист «преемников». 5 или все-таки 6? А пофамильно – Медведев, Иванов, Якунин, Нарышкин, Чемезов, Зубков? Вроде так. Между тем, было заявлено дословно следующее – некие люди (читай – журналисты и политологи) называют 5-6 человек, которые могут претендовать на пост президента. Число модальностей и безличных конструкций говорит о том, что сам Владимир Путин под этими соображениями подписаться не готов. Равно как и подтвердить, что существует шорт-лист преемников. Иными словами – все аналитики начали обсуждать ими же самими сгенерированную модель, апеллируя к заявлению президента, эту же модель описывающему. Иначе говоря – полная герметичность, политологи «тихо сами с собой ведут беседу», президентская администрация и субъекты политического процесса – сами по себе занимаются бульдожьими играми.
Добавим прогноз и от себя. Отставки всерьез угрожают 20-30 процентам (по персоналиям) членов кабинета, а сейчас должен заканчиваться торг по поводу конкретных фамилий. Структурная перестройка кабинета затронет такое же количество ведомств. «Преемники» - это вопрос интимный для Владимира Путина, так что о нем фантазировать пока рановато, хотя и очень приятно. Первые вице-премьеры, вполне вероятно, останутся на своих постах. Велика вероятность, что снимут тех, кого просили снять «единороссы» - не из уважения к ЕР, а просто «единороссов» очень просили назвать эти фамилии в телекамеру. Так что свои кресла главы Минсоцздрава Зурабов, Минрегиона Яковлев и Минкультуры Соколов могут потерять. В остальном – угадайка.
См. также: