Мы проводили такой лагерь уже третий раз. В основе его лежит экономическая игра "Остров", которая состоит в том, что в течение нескольких дней дети живут по законам некоего государства и пытаются сами строить его политическую систему и экономику.
Но в этом году мы усложнили игру. Начали с того, что первые дни пребывания в лагере Остров был для его обитателей государством, где существовал тоталитарный строй. Мы назвали этот этап игры "Остров Свободы", модератором его был "Мемориал". Цель была показать детям, что иногда слова о свободе к реальной свободе не имеют никакого отношения.
В эти дни мы пытались сымитировать общественно-политическую атмосферу того советского строя, который эти подростки уже не помнят, - пропаганду, бесконечную бюрократизацию, принудительный коллективизм, и привилегии для некоторых, надзор со стороны неких органов безопасности Острова и даже культ личности Главного Строителя Острова. Ребята увидели, как реальное ограничение свободы сопровождается постоянными рассуждениями о всеобщей свободе, о равенстве, счастье и т.п. Наша "островная" пресса, которую выпускали тоже сами ребята, утверждала, что наш Остров - самый свободный в мире, славила мудрость Главного Строителя и счастье обитателей Острова. От граждан требовалось ходить строем и выкрикивать разные речевки, при этом большинство ребят состояли в разных "комитетах", из которых складывалась бюрократическая система этого государства, по необходимости контактировали с другими "учреждениями" и сами на себе испытали действие этого механизма. Они поняли, что такое часами стоять в очередях, собирая справки, что такое, когда бюрократы тебя "пускают по кругу" и т.п.
Мы хотели показать ребятам те приемы манипулирования, с которыми они могут столкнуться и в своей обычной жизни, научить их распознавать эти приемы и противостоять им. Согласно сценарию, мы ожидали, что последует реакция - стремление граждан Острова свергнуть этот режим. Действительно, возникло сразу несколько "заговоров", и в итоге Александр Даниэль из "Мемориала", который играл роль заместителя таинственного Главного Строителя Острова, объявил о сдаче своих полномочий и о том, что на Острове произошла революция. Это случилось на третий день лагеря.
Потом был период выбора будущей политической системы Острова. Происходили очень бурные дебаты, ребята выступали с обоснованием своих предложений по политическому устройству. Рассматривались разные системы включая конституционную монархию, но в итоге граждане Острова остановились на парламентской республике с постом президента.
На референдуме мы приняли Конституцию, а затем состоялись президентские выборы, в ходе которых мы постарались показать, как работают предвыборные "черные" технологии. Как можно, например, манипулировать сознанием избирателей, предоставляя им недостоверные рейтинги. Надо сказать, что многие дети, приехавшие из регионов, не понаслышке были с этим знакомы - они помнили, как проходили у них в последнее время губернаторские или иные выборы. Конечно, им трудно разбираться в этих технологиях, но я все-таки очень доволен реакцией, которую они демонстрируют. Например, в позапрошлом году у нас один мальчик часа полтора анализировал выставленный на всеобщее обозрение рейтинг кандидатов в президенты, самостоятельно понял, какая уловка была в него заложена, после чего организовал маленькую социологическую компанию, которая провела независимый опрос граждан лагеря, и обнародовал совсем иной прогноз.
Выборы контролировал избирком, состоявший тоже из ребят. Одновременно с президентскими выборами был выбран парламент, который сформировал правительство и принял базовые законы, в том числе Налоговый кодекс. После этого мы преступили к строительству рыночной экономики.
Объявили, что с такого-то часа завтра все желающие могут регистрироваться и открывать на территории лагеря свой собственный бизнес, не противоречащий Конституции и налоговому законодательству. При этом от бизнесменов требуется подавать налоговые декларации и не нарушать общественный порядок.
Самый успешный бизнес в этом году развернули девочки, которые открыли косметический салон. У них была продуманная адресная реклама, качественное обслуживание, приятная атмосфера для клиентов в салоне. Интересный пример дало акционерное общество, которое приватизировало дискотеку. Эти несколько человек успешно проводили у себя дискотеки, но при этом они трудились как волы, и им, по-моему, в итоге даже танцевать не хотелось. Они сами делали все - и ди-джеями были, и охранниками, и билеты рисовали, и продавали.
Очень успешно в этом году мы провели приватизацию. Ребята сами определили лоты, выставили их на продажу и так успешно провели аукцион, что бюджет Острова выручил от него очень много средств. В отличие от предыдущих лет ребята при приватизации не сделали ни одной ошибки. Фактически они за счет одной только приватизации полностью обеспечили двухдневное содержание всего государства, плюс государство получило возможность нанимать безработных (такие у нас тоже были) на общественные работы. У нас получилось очень богатое государство, которое могло позволить себе быть социальным.
Очень важный элемент нашей экономической игры - научить ребят правильному инвестированию средств. По правилам каждому обитателю Острова на 6 дней выдавалось 60 Ё (так называлась наша денежная единица). Сумма эта была рассчитана таким образом, что даже если ничего не делать, ее должно было в обрез хватить на то, чтобы оплачивать свет в палатке, место под кроватью (земельный налог) и один раз посетить дискотеку. Кормили, конечно, всех бесплатно. А дальше дети могли вкладывать свои средства в какие-либо финансовые инструменты, открыть собственный бизнес или просто потратить свои "деньги", чтобы в итоге остаться ни с чем.
Банкирами были как взрослые так и сами ребята. В самом первом таком лагере в 2000 г. мы создали так называемый "Цунами-банк" - финансовую пирамиду, которая развернула агрессивную рекламу, постоянно поднимала котировки своих акций, привлекала деньги вкладчиков, но в конце концов рухнула. Часть детей тогда обожглись и потеряли свои "деньги". А на этот раз у нас было два честных банка, которые конкурировали между собой. Один возглавлял я, а другим руководил мальчик. В итоге они тоже не смогли добиться больших успехов, но опыт все равно был получен очень интересный и приближенный к реальности. Мой конкурент, анализируя причины, правильно сказал, что им просто не хватило времени, чтобы развернуться, потому что по их расчетам, спрос на финансовые ресурсы должен был возникнуть на пятый день функционирования нашей рыночной экономики, когда у ребят кончились бы свободные средства.
По ходу игры и в конце мы производили "разбор полетов", а в качестве стимула для ребят в конце игры провели еще аукцион, на котором они за свои условные Ё могли купить себе ценные подарки.
Очень успешно работала наша пресса. Конкурировали две газеты - государственная и частная, желтая газета, и очень профессионально работало государственное радио. Были и конфликты, разбирательство производилось через суд - все как в жизни.
По ходу всей игры мы проводили для ребят мастер-классы по разным темам, затронутым в ходе игры. По диссидентству, например, по предвыборной агитации, законотворческой деятельности. В лагерь приезжали серьезные специалисты, такие как руководитель департамента социальной политики правительства России Евгений Гонтмахер, который провел мастер-класс для членов правительства Острова и парламента, причем не только учил их, как им следует работать, но и был вынужден отвечать на вопросы своих молодых "коллег" о том, что делает сейчас российское правительство. При этом наше правительство работало очень интенсивно - практически с утра до вечера - и решало массу вопросов, поэтому вопросы были далеко не праздные.
В таких играх, я думаю, дети получают очень важные навыки самостоятельности, которые пригодятся им во взрослой жизни. Особенно важен навык независимости от государства и понимание того, что многое зависит от каждого человека лично. Вот пример: в этом году у нас было два Ивана - один мальчик из Астрахани, который был председателем правительства, и очень успешным управленцем, другой - из Великих Лук, такой "работяга", который создал бригаду из бывших безработных, брал разные подряды и сам не брезговал физическим трудом. Оба трудились весьма эффективно. Вот это, на мой взгляд, два крайних, но равным образом показательных примера того, чему мы стремимся обучить наших детей в таких лагерях. Обоих мы по окончании лагеря наградили - подарили электронные записные книжки.
Очень полезным оказалось объединение детей, представлявших разные организации. Мы специально постарались перемешать ребят, и в итоге качество работы правительства, и компаний, созданных детьми, оказалось гораздо выше, чем в предыдущие годы. Дети КонфОПа принесли в большей степени экономические знания, дети "Мемориала" - политическую культуру, дети Фонда правовых реформ - правовое мышление. Поэтому и на будущий год, в следующем лагере мы собираемся продолжить эту кооперацию между организациями.