На прошедшей неделе на поверхность всплыла внутренняя инструкция Министерства природных ресурсов: ее смысл сводился к засекречиванию экологической информации. В телеграмме, разосланной по всем территориальным органам министерства, чиновникам от природы приказано придерживать сведения о возможных природных катастрофах. Цитирую дословно: «информацию о состоянии геологической и окружающей среды, содержащей прогнозы развития негативных и катастрофических природных и техногенных процессов считать <...> конфиденциальной и осуществлять ее передачу третьим лицам <...> по согласованию с соответствующей государственной службой Министерства природных ресурсов».
Что в этой инструкции плохого? Все очень просто v она грубо противоречит закону. Причем сразу и Конституции, которая гарантирует право граждан на информацию, и закону «Об охране окружающей среды», который устанавливает право на получение всеми полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, и закону «О государственной тайне», который запрещает засекречивать сведения о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан. Помимо этого, существует еще с десяток различных правовых актов, запрещающих чиновникам скрывать информацию о катаклизмах, которые могут привести к угрозе жизни населения.
В голове складывается довольно страшная картинка: чиновники до последнего скрывают от нас какие-то ужасные данные, и мы спокойно живем в своем городе. А однажды можем проснуться v а города уже нет: затопило, например, или ураганом все крыши унесло. При этом самое интересное, что по МПРовской инструкции информацию запрещено предоставлять даже государственным структурам, т.е. если бы наше бравое МЧС и захотело нас спасти, минприродовские чиновники им такой возможности бы не дали. Или дали бы, но с опозданием, как это уже было во время летних лесных пожаров, когда бюрократические задержки привели к трагедии. Доходило до абсурда: жителям подмосковной деревни Ширяево, чтобы обратить внимание пожарных на угрожающее положение, пришлось посылать телеграммы губернатору. А пожарные выехали в деревню только тогда, когда им позвонили из МЧС v естественно, было уже поздно v вся деревня полыхала, и спасли лишь один дом. А причина подмосковных пожаров v именно в сокрытии информации. Главы местных администраций до последнего утаивали от центра печальное состояние лесного хозяйства. А если бы МЧС вовремя проинформировали о горящих торфяниках, то, возможно, не было бы ни сгоревших деревень, ни дыма в Москве.
К счастью, инициативу МПР заметили экологи: первыми на незаконную инструкцию обратила внимание группа «Экозащита!». Затем директор Центра экологической политики России профессор Алексей Яблоков поговорил с автором инструкции замминистра Андреем Поволоцким, и подготовил письмо к генпрокурору Владимиру Устинову v это письмо взялось подписать 25 экологических организация по всей России. В министерстве такой активности испугались и попросили с письмом подождать v инструкцию, мол, перепишут, как того и хотят экологи. И в пятницу инструкцию действительно переписали v теперь в ней нет упоминания информации о геологической и природной среде, остались лишь
Интересно, а что собственно может от нас скрывать МПР? По мнению Алексея Яблокова, у этого министерства практически нет никакой эксклюзивной экологической информации v все действительно важные данные дублируются в Росгидромете, Санэпидемнадзоре. Своя информация есть и у МЧС, и у Госкомстата. Эколог считает, что в министерстве на самом деле хотели закрыть геологическую информацию v в этом, в принципе, нет ничего незаконного, и такая информация действительно может быть конфиденциальной: она связана с коммерческими интересами, соглашениями о разделе продукции и прочими нефтегазовыми делами. В общем v чистый бизнес, и природные катастрофы тут не при чем. Но оформили это юридически безграмотно, вот и вышло некрасиво. Однако все не так просто: в новой редакции о геологической информации нет вообще ни слова. Александр Мартынов, администратор экологического информационного портала BioDat, так же как и Яблоков считает, что МПР скрывать особо нечего: «Поволоцкий ведь из органов. Инструкция об экологической информации v это активность отдельно взятого чиновника, который больше ничего не умеет делать, кроме как бороться со шпионами», v считает он.
Возможно, все так и есть, и попытка засекретить экологическую информацию v не более чем игра в чекистов и шпионов. Только как-то это все-таки серьезно, когда играет заместитель министра, запросто нарушая при этом массу законов разом. Конечно, хорошо, что под напором экологов и угрозой вмешательства прокуратуры инструкцию Поволоцкого подредактировали. Но она по-прежнему есть v и смысл ее все тот же. Более того v мы не гарантированы от появления новых документов в рамках той же игры. Документов, которые по недосмотру (или, наоборот, слишком внимательному наблюдению) не дойдут до общественности. Конечно, об этом до следующего Чернобыля или хотя бы Новороссийска можно не волноваться. Только потом волноваться будет уже поздно.