Илья, как думаете, июльские законы, касающиеся ужесточения наказаний за нарушения при проведении митингов, изменений законов о СМИ , НКО и возвращении уголовного преследования за клевету задают оппозиции какой-то новый курс, влияют как-то на методы политической борьбы?
Эти законы влияют на ситуацию в стране в целом, ужесточая общий климат, делая его более конфронтационным, и это влияет в целом, каким образом развивается политическая ситуация. И выбор у нас всегда был простой: идти путем диалога или идти путем конфронтации и столкновений, но сегодня этот выбор власть делает за нас. Если бы выбор делала оппозиция, то диалога было бы куда больше. Но власть выбирает путь конфронтации, решает все вопросы полицейскими методами и грозит, что вот сейчас всех замочит. И все решения, которые принимаются сегодня со всех сторон, лежат в рамках этой логики.
И что же подтолкнуло власть к конфронтации?
На мой взгляд, власть опирается на неправильную аналитику. Просто власть думает, что все мы под контролем иностранных спецслужб. Власть полагает, что гражданского общества не существует, что все протесты – результат манипуляций из-за рубежа. И все решения у нас принимаются, исходя из этого предположения. Если бы это предположение, что люди легко поддаются манипуляциям и действуют по указке заграничных агентов, было верно, то можно было бы сказать, что власть действует правильно – ведет диалог с Западом, вместо того, чтобы договариваться с собственным народом. Но предположение это в корне неверно – все причины протестного движения лежат внутри страны. И действия власти в итоге оказываются неадекватными и ведут к противоположному результату. В итоге кризис, в котором мы находимся, будет только разрастаться.
Но может быть эти законы и методы – все это каким-то образом стимулирует эволюцию, которая произошла в обществе с декабря?
Возможно, но не обязательно. Сдвиг в обществе, безусловно, произошел. Это вне всякого сомнения. Я считаю, что страна прошла за это время очень большой путь прогресса и эволюции гражданского общества. Произошло пробуждение людей, появились новые течения, появилась надежда на перемены. Но это могут быть как перемены к лучшему, так и перемены к худшему. Если власть будет на все требования общества отвечать террором, то кончится все это прямыми столкновениями.
Ну, так ведь она и отвечает…
Да, пока она идет именно этим путем. Можно лишь оценивать вероятность, с которой удастся или не удастся власть от этого пути отвратить. Она есть, но невелика. Я очень надеюсь, что механизм самосохранения у власти должен сработать в какой-то момент времени. И мы сейчас видим уже достаточно большое количество признаков, что это может произойти. Постоянно появляются выступления, всевозможные доклады аналитические и статьи, которые говорят: «Давайте не красить власть в одну краску», «Во власти есть разные группы интересов», «Когда вы придете выгонять нас из наших кабинетов, помните – там есть нормальные люди», и так далее.
То есть та часть властных структур, которая настроена на диалог, хотя и оказалась в меньшинстве, стремится заявлять о себе, посылает сигналы о готовности говорить, а не давить. Наличие этой группы – фактор, который может помочь перейти от репрессий к диалогу.
Здесь, видимо, также может сыграть в пользу оппозиции и законопроект о запрете на загранимущество и загрансчета для чиновников. Как думаете, возможен раскол во власти перед страхом «железного занавеса»?
Думаю этот законопроект – чистой воды популизм. Компетентные органы, думаю, безо всякого закона отлично представляют, у кого есть такие активы, а у кого нет. И сейчас, в нынешнем состоянии политики, у спецслужб и так достаточно поводов для внутреннего шантажа. Условно говоря, для вытаскивания папочек с компроматом. Не думаю, что кто-либо, принимая такие решения, верит в реальное изменение ситуации. Вы что, всерьез думаете, что чиновник продаст квартиру в Испании потому, что принят новый закон? Это смешно. Конечно этого не произойдет. Такой законопроект – это просто еще один способ сказать доверчивым гражданам: «Смотрите, мы все решили!»
То есть вы в «железный занавес» не верите?
Я думаю, что власть определенно противопоставляет общество российское западному, но сама она от западного общества отгораживаться никак не собирается. Сама она видит все свое будущее на западе и менять своих представлений не собирается. Так что я не верю в «железный занавес».
Но может быть что-то нам позволяет надеяться на лучшее?
Надеяться всегда можно (смеется). Но пока, кроме вышеназванных слабых сигналов, на улучшение не указывает ничего.