...Лицо у него такое спокойное и ясное сделалось: видно, все понял. Они ведь все, очкарики, такие. Им главное - название придумать. Пока не придумал, смотреть на него жалко, дурак дураком. Ну а как придумал какой-нибудь гравиконцентратор - тут ему словно все понятно становится, и сразу ему жить легче.
Аркадий и Борис Стругацкие, "Пикник на обочине"
Странно, но вот уже несколько месяцев я жду всего двух слов - напечатанных в газете или сказанных с экрана телевизора. Казалось бы, все предельно просто. Все это время они проступали сквозь лица, события, речи. Более того - все знают эти слова. Но почему-то не произносят. Может быть, просто неловко?
Два параллельно развивавшихся сюжета последнего полугодия - выборы в Госдуму и атака на ЮКОС - были кое в чем связаны.
Ходорковского и его компаньонов обвиняли в финансировании предвыборной кампании сразу нескольких партий. Партий оппозиционных. Чуть ли не в скупке мест в Думе. И в этом была доля правды - действительно, "олигархи"-миллиардеры (впрочем, из своих, а не из корпоративных средств) спонсировали весь политический спектр - от коммунистов до СПС и "Яблока". Как выяснилось в последнее время, это плохо - получать олигархические деньги на политику. По крайней мере, нам об этом теперь говорят и пишут.
Только вот в чем загвоздка - лет эдак уже восемь именно так финансируется вся российская политика, если считать от "семибанкирщины" 1996-го. Так что во внезапное прозрение всех и вся что-то не верится.
Кроме того, "олигархическими" деньгами не брезговали и власти. Бюджет не бездонный, да и расходование его плохо, но контролируется. А вот всякого рода фонды - от ветеранов каких-нибудь войн и спецназов до помощи беспризорным детям... Как вы думаете, капиталисты несут деньги на все эти разнообразные благие начинания по внезапному позыву души или по звонку из высокого кабинета? Даже такое пользительное действо, как Гражданский Форум - разве его финансировали иначе? Рискну предположить, что и последние политические проекты кремлевской администрации - от успешных "семейных" "Единой России" и "Родины", до "Народной партии", неудавшегося детища "хунты", - не довольствовались "административным ресурсом", но подпитывались именно по этой схеме.
То есть в отношениях бизнес-сектора и сектора политического сложились определенные правила. Первый дает деньги второму, поскольку взять их больше негде. Делается это с ведома власти либо в тайне от нее, но в любом случае не афишируется.
Так что же в этих правилах нарушил ЮКОС? Или же сами правила изменились? Верно и первое, и второе.
О втором-то как раз говорилось много. Действительно, власть перешла от "доверительных" отношений с бизнесом к диктату.
Но эта возможность диктовать была заложена в самих правилах. Сколько шишек обрушилось на коммунистов за деньги Видьманова! Они-де (не деньги, а коммунисты) обманули своих избирателей и пошли к капиталистическому корыту! После такой "измены" оскорбленный электорат отбежал к Глазьеву с Рогозиным - благо об источниках финансирования "Родины" никто так громко не кричал...
А вот про ЮКОСовские деньги такую коммедия дель-арте разыграть бы не удалось: злому Арлекину было бы просто нечего делать, поскольку не было Полишинеля с его секретом. Открытое, прозрачное финансирование политических партий бизнес-сектором не оставляло возможностей для такого косвенного контроля со стороны власти.
Представляете себе - улица, все перебегают ее как хотят и где хотят, манкируя "зеброю" и светофором. Вы скажете - для постового дяди Степы это ад? А я отвечу - наоборот, сад Эдемский! Потому что при таком раскладе любого не понравившегося субъекта вполне можно прижучить на вполне законном основании - за неправильный переход улицы!
Там, где законы противоречивы, допускают произвольное и расширительное толкование, возможно их выборочное применение "на одном квадратном метре". Разумеется, против нарушителей - но не писаного закона, а неписаных обычаев.
И вот, в этом раю появляется некто, взявший за правило пересекать улицу по переходу, в разрешенном месте и на зеленый свет. Молодец, пример для подражания? Напротив - подлец, умышляющий супротив устоев! Поскольку теперь нельзя его привлечь за нарушение правил дорожного движения, рушится вся стройная модель управления социумом.
Прозрачное и легальное финансирование политических партий выходило за рамки сложившейся системы. Нарушало равновесие в системе. Создавало альтернативу, возможность перехода в иное состояние. Точнее, не создавало, а проявляло - сама эта возможность содержалась в политическом устройстве позднеельцинской и раннепутинской России.
Атаке подверглась и вторая сторона ЮКОСовской активности - проекты социальные, та самая "ответственность бизнеса", о которой сегодня печется всяк, кому не лень.
Взять сто миллионов, данные на десять лет афанасьевскому РГГУ. Теперь, правда, там вмиг все осознали, перестроились и отмежевались от "нехороших" денег, с которых, по словам прокуратуры, не уплочены налоги...
Ведь, по сути, эти миллионы и были таким налогом - но перечисленным на образование напрямую, минуя чиновничий аппарат с его заведомой коррупцией. Кажется, это свойство российской жизни осознано властями на всех уровнях, и подобная ЮКОСовской активность приветствуется и поощряется.
С одним маленьким добавлением. Оказывается, кому, куда и сколько платить – должны определять те же самые власти. То есть вместо схемы, более прозрачной по сравнением с бюджетом, вводится система "черных ящиков". Для скверноприбытничества сие зело полезно...
Как обиделся Степашин на Абрамовича - не платит, мол, деньги в сиротский фонд, самим Сергеем Вадимовичем патронируемый! Но это уже детали...
Благотворительность российских "олигархов", открытое и законное перечисление средств на образование и на иные социальные нужды также означало выход за рамки сложившейся системы. И не только потому, что деньги потекли бы в университет к Афанасьеву, а не, скажем, к Садовничему в МГУ, или в ЛГУ к Вербицкой - хотя понятное возмущение последних, доведенное до соответствующего уровня, могло сыграть свою роль... Свою роль могла сыграть и либеральная идеология, пронизывавшая многие высказывания и инициативы Ходорковского, включая и поддержку РГГУ.
Впрочем, аллергию власти на либерализм не стоит преувеличивать. Возможно, более существенна была не “идейная нагрузка” благотворительности, а ее инициативный порядок, отсутствие высочайшего соизволения. Например, ЮКОСовские летние лагеря по "патриотическому воспитанию" могли бы дать сто очков вперед официальным исполнителям "песни о Родине" - пескоструйным ветеранам и шкрабам в синих чулках. Но эти лагеря, равно как и другие социальные инициативы, нарушали госмонополию. И, уже как следствие, за счет привносимой прозрачности сокращали возможности для коррупции. А все это вместе, согласитесь, альтернатива, серьезное нарушение равновесия, возможность перехода в иное состояние - теперь уже в устройстве социально-экономическом.
Впрочем, сказанного достаточно, чтобы вернуться к началу, произнести те самые два слова: корпоративное государство. Исполнительная власть устраняет прямые горизонтальные связи между, с одной стороны, бизнес-сектором, а с другой - политическими и некоммерческими организациями. Теперь - только "с дозволения полиции". Предпринимательское и все прочие сообщества преобразуются в корпорации.
Случайные связи между бизнесом и политическими партиями, СМИ, общественными организациями - под запретом. Вообще-то "близкие контакты" возможны, но только в форме постыдного и скрываемого адюльтера, который можно в любой момент вскрыть и извести. Законный брак - то есть легальное спонсирование политического сектора - отменен. Любовь теперь - предрассудок. Кроме разве что любви к властям придержащим. Политика и благотворительность заменены политической проституцией. Либо в борделе у хозяина, либо на индивидуальной основе, но с каждодневной угрозой прихода "полиции нравов", купленной тем же владельцем борделя. "Министерство любви" тут одно - Кремль, исполнительная власть, администрация Президента - единственный донор, спонсор, управляющий.
Я далек от мысли, что “Третий Рим” у нас обустраивают, сверяясь с опытом Рима первого времен Муссолини. Скорее всего, оно само так получается. Если выражение “Веймарская Россия” широко ходит с 1990-х, то итальянский опыт “корпоративного государства” почему-то незаслуженно аналитиками забыт. Но, возможно, творения архитекторов “управляемой демократии” стоит сравнить с постройками Дуче. На Руси издавна тянулись к архитектуре Апеннин – кремлевские стены, башни и храмы возводили фризские зодчие. Палаты на поверку оказываются палаццо…
Затрудняюсь сказать, насколько анализ современной российской действительности через призму истории итальянского фашизма будет продуктивен. Но занятие это несомненно интересное.
Например, любопытно узнать, были ли там аналогии с инициативою “Всемирного русского народного собора” – “Сводом нравственных принципов и правил в хозяйствовании”? Но “заповедь третья”, приравнявшая политические поползновения “хозяйствующих субъектов” к прелюбодеянию – несомненно, шаг в верном направлении…
Что же до инициатив ЮКОСа, то система просто ответила на возмущение - как водится, по принципу Ле Шателье, движением в обратную сторону. Будь система равновесной, это можно было бы назвать возвратом в стабильное состояние. Но в нашем случае реакция также "вышла за рамки", отнюдь не восстановив покой, но проявляя иную возможность, скрытую в российском миропорядке последних лет.
Это называется бифуркация. Пройдена ли ее точка – вот в чем вопрос?
Хотелось бы верить, что наше "сегодня" таит (все еще таит?) в себе более одного "завтра". И еще, все-таки хотелось бы знать, пройдена ли точка невозврата...