Предполагаемый виновник резонансного ДТП под Подольском, водитель-иностранец, многократно до этого нарушавший правила дорожного движения, стал отчасти законотворцем. Произошедшая авария оказалась для наших законодателей прекрасным поводом заявить о целом ряде сомнительных инициатив с далеко идущими последствиями.
Так, например, депутаты Госдумы собираются уже осенью обязать шоферов-иностранцев с водительскими удостоверениями международного образца получать российские права.
Кроме того, депутаты из фракции ЛДПР предлагают сократить срок действия транзитных номеров с 20 дней до 15, а также повысить штраф за просрочку использования транзитов.
Эти инициативы, строго говоря, не новы. Первая уже принята, вторая – странное подобие также принятого в иной форме в начале лета закона. Тем не менее, для многих это сейчас звучит как меры в ответ на последние события.
Но есть и нечто посвежее. Врио мэра Москвы Сергей Собянин предложил вообще выдворять из страны иностранных водителей, нарушающих ПДД. В Минтранспорте уже готовятся обсуждать порядок депортации, предлагают пока – за два грубых нарушения.
Разумность названных мер и сама по себе вызывает вопросы. Так, например, водительские права международного образца затем и были выдуманы, чтобы облегчить жизнь людям в максимальном числе национальных государств, из которых Россия – самое большое. Мы, таким образом, создаем препятствие не только для водителей-дальнобойщиков (изменения коснутся только шоферов-профессионалов), которые везут для нас товары. Мы нагружаем перевозчика новой задачей. А все затраты, и временные, и финансовые, он включит в стоимость перевозки, которая заложена в цену товара на прилавке. То есть за это нововведение заплатят в итоге конечные потребители.
Но и это не все. Подобное отношение к гостям вызовет ответную реакцию у стран-соседей. Не исключено, что они в ближайшее время захотят паритета, и наши водители должны будут пересдавать на права в том же Азербайджане (оттуда родом водитель, которого называют виновником ДТП под Подольском), в странах Европы, да где угодно.
А какие проблемы решатся сокращением действия транзитов с 20 до 15 дней? Почему пятидневный срок? А не 4, не 3, не 10 дней? А вот проблемы для законопослушных граждан будут созданы.
Выдворение мигрантов – вообще странный вопрос. Сначала на них увеличивается квота, число водителей-иностранцев, допускаемых к работе - 6, 5 тысяч в Москву и 12,5 тысяч в Санкт-Петербург. А потом - отсылать обратно за два нарушения. Их собираются таким образом заменить на водителей-россиян? Или они станут лучше водить машину? А как это проконтролировать? По статистике ДТП? Но выдворять-то их собираются не за ДТП, а за нарушения... Очевидным последствием здесь видится лишь увеличение коррупционного налога: возрастет размер взятки для водителей из-за рубежа.
Но если дело не в разумности предлагаемых мер, в чем тогда? В глаза бросается четкое соответствие упомянутых инициатив подробностям ДТП, засветившимся в лентах новостей.
Водитель-иностранец? Запрещаем права иностранцев. Нарушал ДТП? Вводим меры для иностранцев-нарушителей. Ах, он еще и с транзитами? А тут как раз депутата от ЛДПР Худякова избили люди из машины с транзитными номерам. Значит, давайте сократим еще и срок действия транзитов! Каждая подробность, как нервный импульс, рождает заявление. Гальваническая реакция.
Законодатели, как собаки Павлова, реагируют на новость-лампочку и выдают… Что? Что могут, то и выдают. Но происходит это мгновенно. Именно так и работает рефлекс, который сознание фиксирует в лучшем случае постфактум. То же, что мы привыкли называть сознанием, в рефлекторной деятельности, согласно науке, участия не принимает. И новости будут включать «взбесившийся принтер» раз за разом, напрямую. Не приходя, так сказать, в сознание.
Расследование еще не завершено, но, по предварительным данным, у «КамАЗа-убийцы» отказали тормоза. Грузовик просто был неисправен. Его, говорят, даже собрали из трех разных машин незадолго до ДТП. Видимо, когда эта информация подтвердится, наши законодатели должны, согласно логике, запретить отказ тормозов. И сборку одной машины из трех. Может быть, даже иностранцам запретят возить щебень, кто знает.