будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 14, 2025
Страна

Ирина Ясина: Всемирный банк согласился с созданием Госплана для угольщиков

Ирина Ясина

ВСЕМИРНЫЙ БАНК СОГЛАСИЛСЯ С СОЗДАНИЕМ ГОСПЛАНА ДЛЯ УГОЛЬЩИКОВ


Похоже, что в вихрях российских экономических и политических изменений теряют ориентиры не только россияне, но и международные финансовые организации. Только временным помутнением сознания можно объяснить намерение Всемирного Банка, несмотря на происходящее сейчас в угольной отрасли, предоставить России второй угольный заем.

Любой заем сейчас крайне необходим дырявому российскому бюджету. После того, как частные кредиторы в ужасе разбежались, единственная надежда занять денег - кредиты МВФ и займы Всемирного Банка. Оставим МВФ за рамками рассмотрения. Переговоры с ним окончательно замерзли еще в крещенские морозы и вряд ли оттают до тепла. Эти переговоры всегда находились в центре общественного внимания. А вот взаимоотношения со Всемирным Банком оставались в тени, на втором плане. Задачи Всемирного Банка отличаются от МВФ. Первоначально он создавался для кредитования крупных государственных инвестиционных проектов - строительство плотин, электростанций, мелиорации и т.п. В дальнейшем Банк занялся программами реструктуризации отраслей, видимо поняв, что даже самая большая стройка не сделает экономику эффективной. Такого рода программа, например, разворачивалась для угольной отрасли в России.

Проблемы угольщиков в России легко понятны и трудно решаемы. Шахты нужно приватизировать, убыточные - закрыть, а шахтерам найти не менее почетное, но более полезное занятие. Кроме того, требовалось демонтировать систему административного управления отраслью, жирующую на раздаче дотаций. На эти цели в 1996 года был направлен первый угольный заем в сумме 400 млн. долларов. Проводились переговоры по предоставлению второго угольного займа. Правительства Черномырдина и Кириенко вели позиционную войну с угольными боссами за перестройку отрасли по рыночному сценарию. Правительство ликвидировало Росуголь, выполнявший функции отраслевого министерства. Сокращалась доля дотаций убыточным шахтам. Разворачивались программы социальной адаптации шахтеров.

Правительство Примакова, похоже, определило совсем иное направление в отношении угольщиков. Не последнюю роль в этом сыграл бывший руководитель Росугля, а ныне советник г-на Примакова Юрий Малышев. Его желание возродить былое могущество угольных генералов выразилось в создании нового суперведомства под скромным названием Комитет по углю. Это ведомство сосредотачивает в своих руках невиданную административную власть. Во-первых, в управление ему передаются государственные пакеты акций шахт. Во-вторых, оно же будет ответственно за раздачу дотаций. Их объем, кстати, в новом году планируется увеличить до 12 млрд. рублей. Но этого создателям Комитета показалось мало.

Не весть из каких глубин коммунистического сознания всплыла на поверхность и готовится к реализации идея государственного лицензирования оптовых посредников, то есть попросту торговцев углем. Авторы постановления предпочли не заметить, что в Законе о лицензировании, четко определяющему круг специальных видов деятельности, на которые нужно просить разрешения у государства, торговли углем нет. Только богатое воображение могло поставить торговлю углем в один ряд с производством оружия, медициной и обучением детей. Ответным шагом со стороны вице-премьера по селу Кулика должно видимо стать лицензирование торговли яйцами и морковкой.

Всемирный Банк, как радетель рыночной экономики, должен был бы возбудиться от таких нововведений. Однако реакция вашингтонских чиновников оказалась крайне вялой. Очередные переговоры по займу были успешно проведены в Москве на минувшей неделе. Конечно, в итоговом протоколе эксперты ВБ записали, что такие действия правительства им не очень нравятся. Но такая запись не может явиться поводом для отказа от займа или оказания дальнейшего давления на правительство. Мало того, похоже, что Вашингтон настойчиво ищет возможность выдать этот заем до заключения соглашения с МВФ. И хотя угольный заем действительно инвестиционный, а не бюджетозамещающий, для предоставления которого наличие соглашения с МВФ необходимо, раньше такого в практике не было. Любые деньги давались российскому правительству только при условии проведения разумной макроэкономической политики. Намерение предоставить угольный заем фактически означает согласие Всемирного Банка и с диковинными налоговыми новациями Георгия Бооса, и с раздачей денег обанкротившимся олигархам, и с гуманитарно-расхитительскими продовольственными инициативами Кулика.

Все это выглядит так, как будто интересы российской угольной отрасли приносятся в жертву амбициям и интригам вашингтонской бюрократии. Руководители надгосударственных финансов видимо больше всего на свете боятся обвинений в некомпетентных действиях в отношении России. И поэтому Всемирный Банк хочет дистанцироваться от переговоров МВФ, создать иллюзию конструктивного сотрудничества с коммунистическим правительством. Цена этому - полный отказ от той рыночной реструктуризации угольной отрасли, которая была с помощью того же Всемирного Банка проведена в последние годы. Но шахтерские проблемы от этого не решатся. И касками стучать будут в Кемерово и в Москве, но не в Вашингтоне.

читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).