24 июля Мосгорсуд огласил приговор лидеру «Левого фронта» Сергею Удальцову и его соратнику, экс-помощнику депутата Госдумы Леониду Развозжаеву. Суд признал подсудимых виновными в организации массовых беспорядков на Болотной площади в Москве 6 мая 2012 года.
Прокуратура запросила в качестве наказания восемь лет колонии, однако суд приговорил Удальцова и Развозжаева к 4,5 года лишения свободы в колонии общего режима. В приговоре отмечается, что их исправление может произойти лишь в «изоляции от общества». Развозжаеву также назначен штраф в сумме 150 тысяч рублей — он был осужден за незаконное пересечение границы.
Суд установил, что грузинский политик Гиви Торгамадзе предложил Удальцову и Развозжаеву финансовую помощь в организации массовых беспорядков в разных регионах России. Таргамадзе, по данным суда, передал российским активистам не менее 100 тысяч долларов. На эти деньги Сергей Удальцов и Леонид Развозжаев летом 2012 года успели купить подержанные Audi A6 и Opel Vectra. Как отметили в суде, они приобрели их с разницей в четыре дня, и это доказывает, что автомобили были куплены именно на деньги грузинского политика.
Кроме того, несколько часов судья Александр Замашнюк перечислял испорченное во время беспорядков имущество: полицейские каски, форму и другие предметы. Он отметил, что демонстранты попортили асфальт на 30 миллионов рублей, сломали несколько переносных туалетов и нанесли ущерб экипировке полицейских на 300 тысяч.
Во время оглашения приговора судья Замашнюк призвал приставов лучше контролировать поведение слушателей. «Коммерсантъ» отмечает, что для Замашнюка это, вероятно, последнее уголовное дело, рассмотренное в статусе судьи Мосгорсуда: в мае он был рекомендован на должность судьи военной коллегии объединенного Верховного суда.
По данным ИТАР-ТАСС, в ходе оглашения приговора сторонники подсудимых выражали несогласие с мнением суда, а также позволяли себе выкрики, смех и аплодисменты в поддержку обвиняемых, в итоге Замашнюк попросил приставов «удалить из зала наиболее эмоциональных граждан».
Судья также обратил внимание присутствующих на то, что приговор слушается стоя, в связи с этим он попросил приставов удалить из зала пожилую женщину, которая присела на скамью, пояснив, что является инвалидом. «Приговор слушается стоя. Инвалиды не должны присутствовать в зале», - пояснил судья.
Поддержать подсудимых пришел и Борис Немцов, сообщают «Новые известия». Он стоял в переполненном зале еще примерно вместе со 150 сторонниками оппозиционеров. За порядком в суде следили несколько полицейских и два бойца ОМОНа с автоматами.
Адвокаты осужденных уже заявили, что намерены обжаловать приговор в Верховном суде, а защитник Развозжаева Дмитрий Аграновский даже намерен обратиться с жалобой на приговор в Европейский суд по правам человека.
«Стоило ли проводить многомесячные слушания, если приговор фактически повторяет фильм "Анатомия протеста - 2"», - заявили защитники. Адвокаты назвали текст приговора «одной большой ложью».
Удальцова, который ранее находился под домашним арестом, конвоиры взяли под стражу в зале суда. СМИ отмечают, что и Удальцов, и его родственники были готовы к обвинительному приговору. Как рассказала газете «Московский комсомолец» его супруга Анастасия еще до вынесения приговора, на заседание Удальцов отправился с уже собранными вещами: «Там необходимый минимум одежды, мыло, зубная паста и так далее — все как полагается. Возьмет с собой, конечно. На всякий случай».
По ее словам, пока она не знает, где будет жить с детьми после вынесения приговора - многое будет зависеть от развития событий на Украине. Анастасия Удальцова отметила, что дети «из-за всех этих уголовных дел, обысков и арестов уже два года живут на Украине, ходят там в русскую школу и кружки». По ее словам, в Москву они приезжали пару раз в год на каникулы, чтобы пообщаться с отцом.
Сам Удальцов в знак протеста против вынесения приговора объявил в СИЗО бессрочную голодовку. В то же время он пояснил, относится к происходящему философски: «Внутренне я свободен, и этой свободы меня никому не лишить».
Удальцов в очередной раз опроверг свое знакомство с Гиви Таргамадзе и отметил, что версия про встречи с Таргамадзе основывается на показаниях третьего фигуранта уголовного дела Константина Лебедева, который пошел ранее на сделку со следствием и дал показания на своих бывших соратников.
«В 2012 году Константин Лебедев познакомил меня в Минске со своими друзьями-бизнесменами, мы обсуждали с ними разные деловые проекты (причем абсолютно законные и легальные). Как показали последующие события, наше доверие к Лебедеву оказалось большой ошибкой», - пояснил Удальцов. По его словам, его показания считать правдивыми нельзя хотя бы потому, что в ходе следствия и судебного разбирательства Лебедев давал три разных варианта своих показаний.
Удальцов рассказал, что в настоящее время его семье помогают друзья: «Запросы у нас скромные. Когда у меня был обыск, то следователи даже прониклись сочувствием и сказали, что я самый аскетичный оппозиционер».
Судебное заседание по делу Удальцова и Развозжаева началось 24 июля, в 13:00 по московскому времени. Всего обвинительный приговор зачитывали девять часов.
Активисты «Левого фронта» собирались провести перед началом судебного заседания массовый пикет в поддержку Удальцова и Развозжаева, поэтому рядом со зданием Мосгорсуда были усилены меры безопасности. Полиция взяла здание суда под усиленную охрану: возле него были выставлены около десяти полицейских автобусов.
Всего перед Мосгорсудом собрались около 15 человек с флагами и плакатами, которые скандировали: «Свободу узникам 6 мая!». Среди них были член федерального политбюро РПР-ПАРНАС Илья Яшин, сопредседатель этой же партии Михаил Шнейдер, активист «Солидарности» Семен Зон-Зам, а также амнистированный в минувшем декабре по болотному делу Владимир Акименков. Сторонники подсудимых изображали президента России Владимира Путина, который держит на поводке судью Замашнюка, а также разместили на газоне небольшие черные гробики с надписями «Суд», «Совесть», «Право».
Между тем, отмечает ВВС, дело Удальцова и Развозжаева обещало стать кульминацией судебных «болотных» процессов, однако спустя два года после тех событий внимание и интерес публики к ним упал до самого низкого уровня.
В отличие от первых «болотных дел», поддержать арестованных оппозиционеров на заседания Мосгорсуда приходили лишь их самые близкие друзья и соратники. Пресса также не слишком активно освещала процесс.
В исследовании, сделанном агентством «Медиалогия» по заказу РБК, утверждается, что в последние месяцы были зафиксированы одни из самых низких показателей упоминаемости дела о массовых беспорядках на Болотной площади.
Больше всего говорили о «болотном деле» в апреле-мае 2013 года (когда прошел массовый митинг в поддержку «узников Болотной») и в феврале 2014 года (когда суд вынес наказание восьмерым подсудимым по первому «болотному делу»).
Удальцов и Развозжаев выступили с последним словом 7 июля. «Нас судят за наши взгляды и за нашу политическую деятельность», - сказал тогда Сергей Удальцов. Оба уверены, что обвинение против них полностью сфабриковано и никаких массовых беспорядков на Болотной площади вообще не было.
В своем последнем слове Удальцов еще раз напомнил суду, что столкновения на Болотной нельзя считать массовыми беспорядками: они просто не подходят под описание этого вида преступления в статье 212 Уголовного кодекса России.
Опрошенные СМИ эксперты также согласны с тем, что исход слушаний был заранее предопределен. При этом глава Политической экспертной группы Константин Калачев, считает, что приговор Удальцову и Развозжаеву в какой-то мере даже будет полезен оппозиционерам: «Так бы их все уже забыли. Но вот их снова сделали героями. Люди с их взглядами просто обязаны немножко посидеть. Для биографии и нового опыта. Это как возвращение на рубеж XIX и XX веков. Тогда быть политзэком для революционера было необходимо».
Шествие и митинг на Болотной площади в мае 2012 года были согласованы с властями, однако переросли в беспорядки и столкновения с полицией. По версии следствия, именно Удальцов и Развозжаев устроили массовые беспорядки на Болотной и планировали подобные акции в других городах России. Дело против них было возбуждено после фильма НТВ «Анатомия протеста — 2», в котором показывались снятые скрытой камерой кадры встречи обвиняемых с Таргамадзе.
Обвинения против обоих оппозиционеров подкрепляются показаниями их бывшего соратника Константина Лебедева, который признал официальную версию о сотрудничестве Удальцова и Развозжаева с Таргамадзе и дал показания на них. За это Лебедев был осужден на 2,5 года колонии вместо грозивших ему восьми-десяти, а в начале мая 2014 года уже вышел на свободу по УДО. Бывшие коллеги активиста по «Левому фронту» резко осудили поступок Лебедева, назвав «иудой».