Президентский фонд «История Отечества», учрежденный этой весной, обещает запустить программу по продвижению российской исторической науки в зарубежном академическом, культурном и медиапространстве, сообщает газета «Известия». В рамках этого проекта работы российских историков собираются переводиться на разные языки мира, чтобы расширить доступ к ним зарубежных читателей. Необходимость такого проекта его инициаторы объясняют тем, что в западном медийном пространстве при обсуждении острых вопросов по истории практически не представлены точки зрения российских ученых: их книги якобы не печатаются за рубежом, а их статьи в профильных академических журналах встречаются крайне редко. В результате выводы специалистов из России не отражены в англоязычном пространстве. Мнения по этому вопросу в профессиональной среде расходятся: одни считают, что деятельность фонда позволит вывести историческую науку из национального гетто, другие уверены, что без предоставления ученым права на свободное исследование любые госпрограммы будут упираться в освоение бюджетных денег.
Приблизительная дата запуска программы популяризации российской истории за рубежом пока неизвестна. По данным «Известий», на одном из ближайших заседаний правительства будет утвержден устав созданного Владимиром Путиным фонда «История Отечества». Документ определит направления деятельности и возможности организации, и только после этого можно будет о сроках подготовки и исполнения программы. В проекте устава организации, над которым работали сотрудники Минобрнауки, говорится, что целью и предметом деятельности фонда является объединений усилий общества, государства, ученых, педагогов, журналистов, деятелей культуры и искусства для формирования общероссийской исторической культуры путем изучения, освещения, презентации и популяризации отечественной истории.
Указ о создании фонда «История Отечества» был подписан президентом в апреле 2016 года. Учредителем фонда выступает правительство, а его деятельность контролирует совет, возглавляемый спикером Госдумы и председателем Российского исторического общества (РИО) Сергеем Нарышкиным (наряду с созданным сверху РИО существует сформированное профессиональным сообществом Вольное историческое общество). Помимо него в совет фонда вошли еще семь человек: президент исторического факультета МГУ Сергей Карпов, первый заместитель министра образования и науки Наталья Третьяк, директор Государственного исторического музея Алексей Левыкин, директор института археологии РАН Николай Макаров, директор Института российской истории РАН Юрий Петров, директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский и начальник аналитического управления аппарата Совфеда Андрей Петров.
В начале мая Нарышкин провел первое заседание организации, на котором заявил о том, что основные цели фонда соотносятся с приоритетами работы РИО. В первую очередь, это — просветительская работа, воспитание патриотизма и уважения к истории России, а также «борьба за сохранение истинности трактовок исторических событий». Одним из ключевых направлений деятельности фонда Нарышкин выделил развитие контактов с зарубежными историками и международными организациями. По словам председателя нижней палаты парламента, это необходимо постольку, поскольку «трактовки исторических событий и фактов, а также их взаимосвязей, должны быть выверенными не только внутри нашей страны», но и «должны быть общепризнанными во всем мире».
Согласно проекту постановления правительства, фонд может создать НКО в России и за рубежом. Кроме того, предусматривается открытие филиалов и представительств по всему миру. Выделять деньги на конкретные проекты фонд будет исходя из приоритетных направлений, ежегодно определяемых РИО. Организация будет поддерживать общественные инициативы по изучению истории России, популяризации деятельности российских ученых и борьбе с искажением исторических фактов.
Финансирование фонда будет осуществляться из федерального бюджета, но уставом предусматривается возможность привлекать добровольные имущественные взносы и пожертвования для создания интернет-сайтов, телепрограмм, художественных и документальных фильмов, научно-популярных книг и выставок. Кроме того, фонд может зарабатывать на издательской деятельности, торговле книгами, газетами и журналами. Другим источником финансирования станут доходы от использования имущества, которое находится в собственности фонда.
«Необходимо научиться продвигать российскую науку в том числе на иностранных языках. Отдельные ученые публикуются в англоязычных журналах, но систематически представлять российскую науку в мире — задача актуальная. Работа по переводу статей и монографий российских ученых хотя бы на английский язык — это идея своевременная и необходимая. Она расширит доступ западной аудитории к российским научным исследованиям в гуманитарной и социальной области», — сказал «Известиям» член экспертного совета фонда ИСЭПИ, бывший ведущий сотрудник Института философии РАН Леонид Поляков.
Однако в профессиональном сообществе появление новой организации, целью которой провозглашается популяризация истории России, встретили неоднозначно. По мнению историка Андрея Зубова, правительство занимается созданием никому не нужных сущностей и искусственных мероприятий, которые, в конечном счете, упираются в освоение денег. Зубов считает, что для популяризации истории нужны, прежде всего, хорошие историки и книгоиздательства, готовые печатать их книги. Хорошие историки, в свою очередь, не могут полноценно работать в условиях насилия над свободой научного исследования, без свободного доступа в архивы и без свободной исторической дискуссии.
«Создавать какие-то структуры, которые сами не занимаются изучением, а просто что-то популяризируют, значит, бессмысленно тратить деньги налогоплательщиков. Потому что никто не популяризировал Соловьева, Платонова, Карамзина — они сами хорошо писали, и это читала вся Россия и вообще все, кому это интересно. Мне кажется, что именно этот путь, а не путь бюрократических распилов денег, является лучшим для пропаганды истории», — заключил Зубов.