Если не считать того, что появление нового правительства было обставлено в стиле провинциального конферанса – с драматическими паузами и сообщениями рода "Москва. 24 сентября. ИНТЕРФАКС - Премьер-министр Виктор Зубков представил президенту России Владимиру Путину предложения по персональному составу правительства РФ. Он доложил об этом на встрече с В.Путиным в Кремле, сообщил пресс-секретарь президента Алексей Громов", – то все было интересно.
Другое дело, что продолжение все того же конферанса - постепенно на ленты поступают сообщения о тех или иных занятых позициях (ну, их было немного) - заставляло не столько ждать следующую фамилию, сколько думать о том, как все эти информашки просачиваются через агентства. Агентские люди что, в замочную скважину подглядывали-подслушивали, и, как только слышали очередную представленную фамилию, тут же отправляли в свое агентство СМС?
Разумеется, так могли мучаться только агентские, поскольку остальным – кроме онлайновых – ничего уже не светило. Но онлайновых в пуле, вроде, так и нет, а для бумажных дедлайн уж давно миновал. Не выдержал даже г-н Третьяков, сообщивший к вечеру понедельника о том, что "У министров, в том числе и новых, свой график работы, а у нас свой. Поскольку на 19 час. 00 мин. точной информации о составе правительства Зубкова не появилось, я покидаю редакцию и уезжаю к себе для руководства осенними посадками декоративных растений. Всем – приятного вечера и доброй ночи. Да не приснится вам ни новое, ни старое правительство!". Можно ли считать это небольшой фрондой? Словом, ни с журналистами, ни с их дедлайнами считаться никто не собирался, причем как-то так наглядно, будто старательно отрабатывая традицию сложившихся отношений к СМИ. Здесь можно бы сделать нервный вывод о том, что СМИ в России чморят как класс, но данную ситуацию можно ведь трактовать и с точностью до наоборот, считая, что влияние прессы в России чрезвычайно велико: начальство от нее бегает. Что и было подтверждено вечером 24 сентября.
Возможно, что такими маневрами руководство государства склоняет население к переходу в онлайн, но это было бы уже абсурдное предположение: в смысле, вот еще думать за руководство на предмет того, к чему оно там кого хочет склонить.
А сами результаты интересны. Прежде всего, из-за отсутствия структурных потрясений, о неизбежности которых общественность и говорила в период между Зубковым и понедельником. В итоге - то, что раньше такое называлось "тонкой настройкой". Даже экс-зурабовский департамент не разделили. Опять же, небольшое число новых министров, да еще и гендерный подход поверх: восприятие сформировано. Причем, с гендерностью вышло как-то неприлично. И Голикова, и Набиуллина очевидные профессионалы (вот, про Набиуллину есть вполне серьезная история) а их запихивают в гендерную рамку. Причем, на гендерный факт не публика обратила внимание, а комментаторы. Вытаскивание на первый план именно этой темы превратило историю в определенный балаган. Что ли тут решалась задача на тему отвлечения общественности путем выставления вперед вторичных политических признаков? Хотя, например, в случае с МЭРТом, и судьба Инвестфонда, и ФЦП.
Существенно, что отдельной и специальной зоной будет рыба. Тем более - в формате Госкомитета, а они были принципиально устранены еще в 2004 году. Таким образом, контроль, стратегия и исполнение снова вместе. Формально выходит так, что последние четыре года в деле прогресса исполнительной власти просто вычеркнуты. Но это, разумеется, формальный подход, ведь налицо принципиально иная историческая ситуация, именно теперь захотевшая, чтобы в рамках прогресса возникли два комитета – по делам молодежи и рыболовству. Насчет рыболовства в Полит.ру возникла конструктивная идея, о том, что комитет мог бы возглавить Фрадков – как-никак, на фоне всеобщей нацпроектизации конца 2005-начала 2006 года под обе темы предлагалось завести по нацпроекту. Причем за рыболовство ратовал именно Фрадков.
В общем, в сумме так: замена Фрадкова, неожиданный Зубков, пауза, пауза длится… все думают, как теперь все будет переделано, а в итоге два пункта новизны: молодежь и рыба. Таковы значит базовые позиции данного момента. Ну и появление госкорпорации "Ростехнологии", конечно.
Интересны Козак и Кудрин: возвращение Козака в Москву и Кудрин, возросший до вице-премьера. Внутриредакционный вывод состоял в том, что все это надо воспринимать как некий внутренний мессидж с человеческими лицами, посланный Тем, Кого Это Может Касаться (или Коснуться). Интересно и то, что Зубрабов, который считался надежной консервой для улучшения рейтинга кого угодно в нужный момент, был употреблен как-то буднично. Нет даже ощущения, что его устранили с целью пробудить доверие к Зубкову: ну вот не ощущается в воздухе, что отставка Зурабова как-то повлияла на качество восприятия Зубкова населением и электоратом. Да и сам факт его отставки: совершенно мимоходом и без сценических эффектов. Что удивляет, учитывая упомянутую театрализацию обнародования кадровых решений.
Этот лаконизм тем более интересен, что в структуре Кабмина не реализовались предположения, связанные с олигархами и принципиальной антикоррупционностью нового правительства.
С олигархами истории были, но они держались на некотором отдалении от процессов в исполнительной власти. Сначала Газета.ру сообщила о том, что в прошлые выходные, на экономфоруме в Сочи Путин дал устные рекомендации не вносить в партийные предвыборные списки бизнесменов из "списка Форбса". Потому что – в пересказе – "присутствие олигархов на проходных местах в партийных списках не вписывается в архитектуру новой Госдумы. По мнению президента, она должна быть максимально приближена к простому народу как представительный орган". Изучив списки, Газета.ру сделала вывод, что руководство основных партий следует этому совету.
Другие СМИ эту тему как-то не особо отметили, но факт есть факт: на прошлой неделе утверждались списки ЛДПР, КПРФ и СР, так в них крупный бизнес присутствует слабо. Исключение составляет только ЕР. Но у ЕР окончательного списка еще не было. Или, возможно, имеется в виду тема "качественности олигархов" – должны же они ранжироваться, а понятно, что наиболее качественные олигархи отобраны для "Единой России".
Тема ранжирования лиц, не относящихся к "простому народу" возникла и в другом виде. Об этом с большим энтузиазмом и человеческой теплотой сообщила "Комсомольская правда": "У олигархов новая "радость". Скоро они будут подавать налоговые декларации в специально созданную для них инспекцию… Помимо так называемых олигархов, в сферу ответственности нового подразделения войдут видные спортсмены, звезды эстрады и прочие представители «богемы». В общем, все те, чьи доходы страшно далеки от средней зарплаты среднего россиянина".
Это была частная идея КП, еще и РИАН сказал то же самое, даже конкретней: "Неназванный представитель ФНС сообщил агентству "РИА Новости", что приказ о создании 11-й межрегиональной инспекции (МРИ) по работе с крупнейшими налогоплательщиками--физическими лицами может быть подписан главой службы Михаилом Мокрецовым уже в ближайшее время. По его словам, рассматривается вопрос о том, чтобы новая инспекция контролировала уплату налогов крупнейшими бизнесменами, спортсменами, артистами и т. д."
Наличие двух источников в данном случае подчеркивается затем, что новость была оперативно опровергнута тем же Мокрецовым: "Федеральная налоговая служба вчера вечером опровергла сообщения о планах вскоре взять под особый контроль личные доходы сверхбогатых россиян, создав специальную инспекцию. "В ближайшее время ФНС не планирует создание такой инспекции", - уверенно заявил глава ведомства Михаил Мокрецов". И даже пояснил, что "создание такой инспекции зависит и от позиции Минфина, а также "требуется создание специальных критериев".
Не дал, оказывается Минфин критериев – а откуда и зачем тогда сообщение РИАНа? И ведь даже с номером инспекции. Впрочем, номер можно было вывести теоретически: в структуре ФНС сейчас десять МРИ по крупнейшим налогоплательщикам, но все они занимаются юридическими лицами.
При всем при этом, тема коррупции всячески пиарилась, как посредством утечек, так и через решения президента. В частности, указом "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти" Путин вывел Федеральную службу по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) из ведения Минфина, подчинив ее напрямую премьеру.
Росфинмониторинг – та самая институция, откуда пришел Зубков, она занималась, вот именно, что всеми этими исследованиями перетекания крупных финансовых потоков. Как-то все одно за другое – что-то такое финансово-мониторинговое нарастает. То ли пойдет в ход, то ли не обязательно. Смысл такой истории понятен, тем более - имея на уме Зубкова, в результате этих переподчинений как бы оставшимся главой Финмониторинга: "Он имел на прежнем посту максимально полную информацию о финансовых операциях, банковских счетах и проводках по ним крупного бизнеса и чиновников. То есть - может контролировать элиты в переходный выборный период и после них".
Существенно и то, что "сливы" и "утечки" – как в случае с КП – имеют вполне общедоступный и понятный общественности характер. Что-то такое нависает, возможно, что и просто на всякий случай. Раньше "консервой" был Зурабов, а теперь – олигархи. Причем, все это именно что не на уровне маневров в руководстве, а сразу же сообщается гражданам. "Твой день", например, несколько опередил историю с переподчинением Финмониторинга, выдав свою версию. Согласно очередному кремлевскому источнику издания, "Министр обороны Анатолий Сердюков, на днях подавший в отставку из-за родственных связей с новым премьер-министром Виктором Зубковым, может возглавить новую спецслужбу, которая будет нацелена на борьбу с коррупцией".
То есть, что-то "Твой день" по этой части слышал (новая спецслужба фактически сформирована), но трактовал это с человеческой точки зрения. Тут можно обратить внимание на то, что "семейственность", которую было намерился пресечь своей отставкой Сердюков, тут просто торжествует. Зубков взял под контроль все крупные финансовые потоки России, согласно "Твоему дню", получалось, что все эти данные должны были перейти к его зятю, который и развернул бы на их основе конкретную деятельность. Ну а его отставка – это было такое шоу, чтобы у граждан страны был повод немного погордиться принципиальностью семьи Зубкова-Сердюкова.
Ну, Сердюков на посту сохранился, а Зубков спецслужбу не упустит, но это частности. Главное, что этот семейный подряд выглядел весьма патриархально, то есть надежно и основательно. Данный факт вполне оправдывает публикацию этой новости в газете "Твой день", работающей на аудиторию, склонную к семейным ценностям. И, разумеется, именно такими частными историями и следует доводить до читателей новости из жизни правительства. В особенности, конечно, имеющие отношение к контролю богачей. Как еще укрепить единство гражданина, читающего "Твой день" с властью? Только подобным сращиванием частного и общественного. Ну и гендерные перемены в правительстве тоже прокатят. А там ведь еще и семейная пара.
Еще одна история на газетные темы. Про Путина и рекламу. Он отчего-то вдруг разрешил использовать себя в чужих коммерческих целях. "Комсомольская правда" запустила на телевидении и в наружной рекламе кампанию под слоганом "Газета, которую читают все". Одним из трех персонажей кампании, которая продлится до конца октября, оказался Путин. Его фото, которое сопровождает цитата "Еду на работу, читаю 'Комсомолку'!", уже размещено на постерах. Не в одиночестве, вместе с изображениями двух членов "Единой России" - гимнастки Хоркиной и солиста "Любэ" Расторгуева
Предыстория состояла в том, что на какой-то пресс-конференции, отвечая на чей-то вопрос о том, что за СМИ он читает, Путин ответил вышеприведенной фразой. Что характерно, "Комсомолка" даже запросила в АП разрешение на использование этой фразы и, на удивление, получила согласие. Вообще, есть же разница – одно дело мимоходом ответить на вопрос, а другое - заявлять о своих читательских пристрастиях со всех билбордов. "Комсомолка"-то счастлива, но ведь здесь же и ответ на древний вопрос о том, ху из мистер Путин: он читатель "Комсомолки". Что тут еще добавишь? Да, он еще и "Единую Россию" в комплекте с Хоркиной и Расторгуевым согласился пиарить, а также - индивидуально. Но это, все же, интересно только представителям "ЕР" и их конкурентам.
А "Комсомолка" теперь получается выразителем идеологической линии государства. И это правильно, зачем строить национальную идеологию, когда достаточно указать место, где она ежедневно репродуцируется и обновляется. Главная газета страны, однозначно. Вообще, это интересная тема: газета и ее читатели. Насколько они входят в гармонию по всем полосам и продукты соответствующих ИД? "Комсомолка", в принципе бесхитростна и однородна: там все разделы и проекты примерно одинаковы. "Коммерсант" любопытнее. Вот, например, тема "Старая добрая традиция, признающая сентябрь лучшим месяцем для устриц, поддерживается в Москве многими". Являются ли именно эти "многие" целевой аудиторией издания? Ну, раз для них это сообщается, то – да. Но тогда зачем "Коммерсант" читают остальные? Из желания ощутить себя устрицефилом? Право же, в этом есть что-то интригующее. Разумеется, тут можно придумать разные объяснения, но интересны ведь тренды, которые пока не вполне ясны. Все перемены в правительстве – это сущая ерунда в сравнении с преобразованием умственных схем, происходящим в сознании граждан, этого пока не ощущающих.