На неделе В.Путин был на Украине. Интрига не в том, что происходит там. Интереснее то, как они там воспринимают Россию, по крайней мере — ее намерения и, вообще, структуру отношений в ее руководстве. Мы же сами тут не много чего знаем, ну вот — может что-то ненароком подскажут со стороны.
А еще есть тема характера отношения руководства РФ к Украине. Кажется, у украинской власти имеет место некоторая извращенность представлений об этом. Но это ведь еще интересней, тем более, что совсем даже не про газ.
Путин приехал 27 октября, днем начались переговоры. Но еще утром, на заседании Кабмина, украинский премьер Н.Азаров заявил, что правительство будет настаивать на пересмотре газовых соглашений с Россией: «Мы высказали позицию, что действующее соглашение о поставках газа в Украину не может нас устраивать».
Тут не только министрам, которым это было сказано, ясно, что речь об изменении формулы расчетов цены. В украинскую пользу. Вопрос: зачем о столь деликатном переговорном моменте было сообщено публично и загодя? У Азарова имелись аргументы такой силы, что его позиция не вызовет ни малейших возражений?
Аргумент состоял в том, что формула определения цен на газ «нуждается в пересмотре в связи с изменением ситуации на газовом рынке». Вопрос: в чем именно состоит это изменение? Ответ Азарова: Украина присоединилась к Европейской энергетической хартии и приняла закон о рынке газа, а далее: «... таким образом изменилась международно-правовая и внутренняя законодательная база, которые учитываются во время заключения и выполнения соглашений о поставках и транзите газа».
Мысль развивается дальше: «В силу этого, соглашение, заключенное предыдущим правительством, сейчас не отвечает действующему законодательству Украины. Это реалии, которые нельзя проигнорировать. Надо искать компромисс, и из обзора восстановления уровня взаимопонимания и взаимодоверия с Россией убежден, что компромисс мы найдем».
Позиция загадочная: о том, как изменилась международно-правовая база, у Азарова дальше ни гу-гу, только о действующем законодательстве Украины. Но двусторонний договор не может зависеть от изменений внутреннего законодательства одной из стран. Тогда ведь внутри страны можно принять что угодно. Например — сразу закон, по которому платить в два раза меньше. Что тогда будет с системой международных договоров? Но, видимо, тут расчет и на добрую волю: «Из обзора восстановления уровня взаимопонимания и взаимодоверия с Россией убежден, что компромисс мы найдем». Что такое «из обзора» — неведомо, но, короче, взаимопонимание и взаимное доверие сподвигнут Россию прикрутить парочку формульных коэффициентов.
Не очень-то эта аргументация воодушевила российских. Да, накануне визита пресс-секретарь Путина Д.Песков подтвердил, что вопрос о поставках газа в Украину «в случае постановки (проблемы) с украинской стороны» обсуждаться будет. Но это ровно о том, что украинскую сторону просто выслушают, поскольку Россия здесь «строит свою позицию, исходя из ныне действующих соглашений».
Вообще, причем тут Путин? Как обычно в таких случаях (Тимошенко это должна помнить) главным субъектом является «Газпром». А там точка зрения простая: «Если Украина хочет пересмотреть соглашения по поставкам газа и изменить формулу формирования цены газа, ей придётся идти на уступки в создании газотранспортного консорциума». Речь идет о передаче «Газпрому» 50% + 1 акции в возможном консорциуме. Или — другие уступки. Ну, какие предложат, такие и рассмотрят. Ну и откажут, если не понравится.
Тема пересчета формулы алогично возникла после известного бартера по части продолжения базирования ЧФ в Севастополе в обмен на газовые цены. Только вот бартер касался скидки, а не изменения формулы. А она влияет побольше. Ну а теперь, надо полагать, украинцы решили, что получилось как-то невыгодно и думают, что черноморский бартер обладает дополнительным потенциалом.
Как отметил В.Портников, если Украина примет требования «Газпрома», то формула может быть изменена. Только кому она уже будет нужна, когда 50%+1 отрасли отойдет России?
А здесь же еще и политический дивертисмент. Притом - российский. Харьковскими соглашениями Медведев заработал плюсы. Ну, никаких сомнений, что В.Путин был искреннее рад выгодной внешнеполитической победе преемника. В самом деле — почти бесконечное продление ЧФ в Крыму в обмен всего-то на скидку? Но изменение формулы, это уже его поляна. И это вовсе не тот бартер. А где Украине взять что-нибудь похожее на ЧФ? Да, 50% + 1, но как на это решиться? Или, снова по мнению Портникова, «Вопрос о том, что может сегодня предложить Украина России, так и остается открытым. Владимир Путин неоднократно давал понять, что он остается сторонником договоренности, достигнутой с Юлией Тимошенко. А в таком случае решение об изменении формулы с российской стороны может быть исключительно политическим».
Что за требования? Объединение «Газпрома» и «Нафтогаза» уже вынесли за скобки (50% + 1), остаются вступление Украины в Таможенный союз России, Беларуси и Казахстана и государственный статус для русскому языку. Неизвестно, озвучивал ли их Путин, но странно представить, что он готов обменять формулу на статус государственного для русского языка. Язык-то и так не пропадет.
Так что изменить формулу расчета было невозможно. Поскольку переговоры Азаров проиграл еще до их начала, оставалось лишь смотреть, как это будет оформлено для публики.
А вот никак. Никакого сочувствия к пострадавшей стороне. Путин даже отменил обед с местными бизнесменами (значился в согласованной программе визита), а участникам даже не объяснили причину. Не состоялась итоговая совместная пресс-конференция премьеров — они ограничились лишь двухминутными заявлениями (а пресс-служба Азарова анонсировала пресс-конференцию: по какой -то причине Азаров так и рассчитывая на некий пафос).
Дальнейшее ушло в лирику: «Из аэропорта глава российского правительства направился на встречу с президентом Виктором Януковичем. «Грустный он какой-то, постоянно вниз смотрел», — делились друг с другом журналисты после короткого приветствия политиков. Еще грустнее оказалась протокольная часть встречи Путина с украинским коллегой Николаем Азаровым. Лишь пожав руки друг другу и сев в кресла, премьеры попросили прессу оставить их наедине. Путин при этом даже не повернулся к телекамерам. Но больше всего журналистов украинского правительственного пула взволновали кадры прохода премьеров в переговорную комнату, где — впервые за время визита — журналисты оказались слева от Путина. На кадрах, которые в четверг тиражируют украинские СМИ, были видны синяк и отек вокруг левого глаза, которые оказался не способен скрыть грим».
Зачем, короче, вообще приезжал? Или что, будь у Путина настроение бодрее, так бы и ожидания Азарова исполнились? Ну, там были какие-то бумаги, которые готовились давно и которые надо было подписать: соглашения об СП с «Антоновым» и совместной добыче сланцевого газа в Донбассе. И еще штук восемь про что-то. Про формулу газовой цены не было сказано, разумеется, ничего, а соглашение по транзиту российской нефти оказалось рамочным, ни к чему не обязывающим стороны. Да и соглашение по «Антонову» тоже вполне пустое: Украине не хочет отдавать в sharing свои конструкторские наработки.
Собственно, тут и обозначена главная непонятка: чего, собственно, там ждут от России? Даже так: как ее воспринимают с точки зрения интересов ее руководства? Причем, имелась и предыстория. Накануне визита Путина там вовсе не выстилали ковровую дорожку для российских интересов. Сначала Янукович жаловался в Америке на отношения с Россией, а потом еще и заявил о готовности обеспечивать Беларусь венесуэльской нефтью. Ну, тоже не совсем тактично.
В этом контексте заявление Азарова на Кабмине выглядит уже политтехнологией: вот чего мы ждем от России, и вы увидите, как с нами не станут считаться! Смотрите все! Так все и получилось, хотя этот вариант (если он вообще предполагает умственную деятельность украинского премьера) из области мазохизма. Потому что непонятно: если не Россия, то кто? Должна же быть какая-то альтернатива. Беларусь и Венесуэла, это экзотично, но на альтернативное позиционирование не тянет. Нет, ну Россия не станет, конечно, все тут же резать, согласится на какую-нибудь рабочую группу по больной теме.
Соответственно, снова тот же вопрос: как именно, в каких ракурсах там воспринимается Россия? Тут же никаких абстракций. Визового режима нет, российской собственности там полно, отношения хозяйственные, далеки от пафоса. Например, теперь говорят о выдавливании из Крыма «близких к Москве бизнесменов и политиков новыми «хозяевами» полуострова». Жизнь, чего уж тут. Но это ведь частные терки, а не стратегические перемены.
Но при этом есть и отношения между верхними властями. И, если с российской стороны украинскую ситуацию при желании понять можно (и ситуация меньше, и пресса нараспашку), то в обратную сторону не так. Вот и не понимают, даже если бы и захотели. Судя, хотя бы, по нынешнему визиту.
Вообще, в этой их общей частной жизни много непонятного. Путина устроили договоренности с Тимошенко, да и она сама — вместе же веселились за счет Ющенко. Отношения Путина с Януковичем не такие понятные — были эти преждевременные поздравления в 2004 году, хотя с того момента время и прошло. Вообще, если вспоминать то время, то об особенной заинтересованности Кремля Украиной говорить не приходится. Все эти командированные политтехнологи ничего там особо не производили. Разве что бессмысленные сайты в зоне .ru, впрочем - размещали украинские сюжеты на РТР. Наверное. это было важно. Ну, это была, так сказать, путинская Россия. Что Медведев? Его отношения с тем же Януковичем решительно не понять. Да, они давно знакомы, тусовали вместе в 2004 году в Российском клубе на ул. Горького, но это ж не основание для завязывания лично-государственных отношений.
Так что там конкретно не понимают, с кем именно и с какой структурой имеют дело вообще. Причем, что интересно, Россию этот факт совершенно не волнует. Очень просто: Путин и Медведев могут не делать ничего, а Украину освоят российские бизнеса. Потому что украинский бизнес в сложном симбиозе со своей властью, а российский за границей всегда уже настолько государственный, что чувствует там себя очень свободно. Интересный такой внешнеэкономический эффект сложившейся структуры управления РФ.
Зато конец у этой заметки будет счастливым: в Киеве наконец-то озаботились проблемой «Что такое Россия?» 26 октбяря (ровно накануне визита путина) В.Янукович издал Указ № 974/2010, согласно которому создается совет экспертов по украинско-российским отношениям. Главой, понятно, назначен глава администрации президента С.Левочкин. «Основними завданнями Ради експертів є:
- опрацювання пропозицій щодо розбудови міждержавних відносин України з Російською Федерацією;
- сприяння визначенню основних напрямів співробітництва у сфері українсько-російських відносин та прогнозування його дальшого розвитку;
- підготовка пропозицій з вирішення проблемних питань українсько-російського співробітництва».
Короче, задачей совета является «проработка предложений по развитию межгосударственных отношений Украины с РФ».
Очень интересен состав, 26 человек. В частности, - заместитель главы администрации президента Анна Герман, губернатор Донетчины Анатолий Близнюк, премьер Крыма Василий Джарты, губернатор Харьковщины Михаил Добкин, губернатор Сумщины Юрий Чмырь и другие.
Да, это теперь эксперты по российско-украинским межгосударственным отношениям. Надо полагать, эта бригада и раскроет все те темы, которые были упомянуты выше.