Скандал вокруг создания социальной сети Минздравсоцразвития, на которую предполагалось потратить 55 миллионов рублей, завершился отставкой главы департамента информатизации министерства Олега Симакова. Именно он разрабатывал проект создания этой соцсети для общения врачей и пациентов. Сообщается, что Симаков ушел в отставку по собственному желанию.
5 октября на сайте госзакупок была обнародована стоимость реализации проекта - 55 миллионов рублей, а также его сроки - победитель конкурса должен был справиться за 16 дней со дня заключения контракта. За это время ему предстояло разработать и концепцию соцсети, и ТЗ, разработать "технорабочий проект", программное обеспечение, провести приемно-сдаточные испытания, провести инструктаж представителей медучреждений по пользованию системой. После того, как работы будут завершены, от подрядчика ожидается предоставление техподдержки пользователям в режиме горячей линии семь дней в неделю.
Подведение итогов конкурса от Минздрава должно было состояться 10 ноября. Однако 11 октября Минздравсоцразвития отменило конкурс на создание социальной сети "в связи с некорректными оценками СМИ". Реализация проекта перенесена на более поздний срок и начнется после "публичного разъяснения основных положений проекта".
Напомним, что анонс скандального конкурса от Минздрава нашел на сайте госзакупок руководитель интернет-агентства "Артус" Евгений Лернер, который поделился впечатленями об этом в своем блоге. "Хотелось бы посмотреть на экономическое обоснование начальной цены 55 млн. руб. на такую затею. Например у Министерства Экономического Развития РФ на создание своей соцсети "Выбор. Качество. Возможности" начальная цена была в 22 раза ниже 2,5 млн.руб", - написал он. А сроки, которые ведомство Голиковой отвело на выполнение работ по проекту, Лернер назвал "черным юмором от Минздрава".
Чуть позже в интервью CNews Олег Симаков охарактеризовал мнение Лернера как "крайне непрофессиональное", поскольку пишущий "даже не пытался разобраться в деталях и сути проекта". Сжатые сроки чиновник объяснил стремлением закончить проект до завершения финансового года.
Ситуацию на "Полит.ру" прокомментировал и проанализировал руководитель проектов OpenGovData.ru и "Гослюди.Ру" Иван Бегтин: "Симаков, ко всему, решил еще и повторить путь Игоря Ашманова и поговорить о профессионализме оппонентов, в данном случае, усомнившись в опыте Евгения Лернера. Вообще, подобный стиль понижения дискуссии тупиковый и когда я с ним сталкиваюсь, то это как звоночек - "надо копать глубже" и того что "что-то тут не так".
Касательно высказывании Симакова по поводу финансового года, Бегтин заявил, что "сложно добавить что-то к подобной откровенности": "Это называется «потратить деньги любой ценой» раз уж они были зарезервированы в бюджете...".
Эксперт также отмечал, что в конкурсной документации отсутствует требование по доступности сайта в Интернете и по наличию у него доменного имени. "Таким образом, следуя букве ТЗ, сдав Систему на компакт диске и в виде документации поставщик полностью закрывает контракт, даже если сам сайт соц. сети существовать не будет и, соответственно, не будет функционировать", - делал вывод Бегтин.
Отметим, что это уже не первый скандал в сфере госзакупок для российских министерств и ведомств. Самым громким в свое время стал скандал с "золотыми кроватями" для МВД. Как правило, госзакупки сопровождаются нарушениями, в основном связанными с допуском к госконтракту только "избранных" фирм, а также с покупками неоправданно дорогих вещей. Недавно даже была новость, что членов московских конкурсных комиссий по размещению госзаказа могут начать проверять с помощью детектора лжи в надежде, что такая аттестация будет способствовать снижению коррупции при размещении госзаказа. Вообще, как писал Бегтин, "объективной картины того, что происходит в сфере госзаказа, нет даже у первых лиц государства".
Избранные места из блога Ивана Бегтина
Все сейчас активно обсуждают что Симаков подал в отставку... Но давайте уж говорить начистоту и быть внимательнее – дело то не в нём. Да и не могло быть в нём в принципе и я, разбирая вопросы данного конкурса, приводил во внимание его слова как человека защищающего этот конкурс, но опредёлённо не как инициатора.
Потому как невозможно провести конкурс в федеральном органе власти без подписи хотя бы зам. министра на документации и те кто открывал конкурсную документацию отсюда http://zakupki.gov.ru/Tender/ViewPurchase.aspx?PurchaseId=896150 могли бы обратить внимание что конкурсная документация где и указаны сроки и сумма работ подписана заместителем министра Скворцовой В.И., а контроль за исполнением должен был быть возложен на заместителя министра Белова В.С.
Почему я говорю что должен был быть возложен? Потому как фактического приказа нет, а есть лишь проект приказа – http://www.minzdravsoc.ru/docs/mzsr/projects/662. Или может быть всё таки приказ есть, но тогда если он не опубликован на официальном сайте – это нарушение 8-ФЗ.
Симаков же, фактически, принял весь огонь на себя. Смелый человек, чего не отнять, того не отнять.
А на закуску предлагаю Вам посмотреть на приказ Минздравсоцразвития номер 848 от 30 сентября 2010 года http://www.minzdravsoc.ru/docs/mzsr/orders/1119
Согласно этому документу в 2010 году нас ждёт
принципе «программное обеспечение как услуга» | ||
1. | Разработка типового программного обеспечения медицинской информационной системы с архитектурой «программное обеспечение как услуга» (включая модуль для медицинского учреждения и межведомственного взаимодействия) | 40 600,0 |
2. | Настройка типовых функций медицинской системы с архитектурой «программное обеспечение как услуга» для различных типов медицинских учреждений | 8 300,0 |
3. | Внедрение медицинской системы с архитектурой «программное обеспечение как услуга» в медицинских учреждениях | 17 300,0 |
4. | Обеспечение возможности доступа к медицинским картам для фондов обязательного медицинского страхования, страховых компаний, а также доступа граждан к личным электронным медицинским картам | 15 200,0 |
5. | Обеспечение персонифицированного учета медицинской помощи с использованием системы персонифицированного учета Пенсионного фонда Российской Федерации | 9 600,0 |
6. | Создание защищенной телекоммуникационной инфраструктуры и центра обработки данных на базе регионального информационного ресурса | 19 000,0 |
II. Реализация медицинской информационной системы, основанной на «сервисориентированной архитектуре» | ||
7. | Разработка типовых медицинских информационных систем с базовой функциональностью на основе «сервисориентированной архитектуры» | 34 000,0 |
8. | Внедрение медицинских информационных систем на основе «сервисориентированной архитектуры» в медицинских учреждениях | 11 570,0 |
9. | Интеграция информационных систем органов управления в сфере здравоохранения и фондов обязательного медицинского страхования в рамках «сервисориентированной архитектуры» | 3 900,0 |
10. | Интеграция информационных систем медицинских учреждений в рамках «сервисориентированной архитектуры» | 12 200,0 |
III. Создание элементов системы | ||
11. | Создание федерального информационного ресурса и типового регионального информационного ресурса Системы | 21 000,0 |
12. | Создание программно-технического комплекса «Базовый» | 6 000,0 |
13. | Внедрение федерального информационного ресурса | 4 400,0 |
14. | Внедрение регионального информационного ресурса | 6 600,0 |
15. | Создание централизованных подсистем записи граждан на прием к врачу, просмотра личной медицинской карты, а также иных прикладных подсистем, обеспечивающих информирование и взаимодействие с гражданами и организациями | 7 000,0 |
IV. Общие организационные мероприятия | ||
16. | Ввод информации о деятельности медицинских учреждений в Систему | 0,0 |
17. | Формирование аналитической отчетности | 0,0 |
18. | Определение перечня медицинских учреждений | 0,0 |
19. | Разработка плана тиражирования Системы | 0,0 |
20. | Создание проектного офиса и управление проектом | 22 900,0 |
Однако в чём тут главная проблема – главная проблема в том что постановление правительства на основе которого был выпущен данный приказ было принято всего лишь 2 августа 2010 года под номером 591 «О порядке использования в 2010 году бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение создания информационной системы в здравоохранении». Вот тут его можно посмотреть http://government.ru/gov/results/11646/, заодно почитайте приложение к этому документу, все подробности в нём.
Вот вам и ответ на вопрос почему всё происходит именно так как происходит. По той причине что бюджетирование и размещение госзаказов у нас плохо коррелирует с оперативностью работы правительства и ответственных ведомств.
А возвращаясь к конкурсу по соц. сети, все мы так и не узнали ответа на главный вопрос кто же отвечал за подготовку нормативного документа и почему его готовили 9 месяцев.