Владимир Путин не нашел «чеченского следа» в теракте. Следуют отставки. Спешная реакция властей и информационное изобилие рождают у населения кашу в голове и дают большой процент верящих в виновность спецслужб.
Владимир Путин заявил, что теракт в «Домодедово» по предварительным данным не связан с Чечней. «Нынешний теракт, по предварительным данным, не имеет отношения к Чеченской республике», - сказал Путин журналистам по окончании переговоров с и.о премьер-министра Бельгии. Дежурно премьер добавил, что Россия переговоров с террористами не ведет. Ранее в Чечне многие тоже настаивали на непричастности чеченцев к теракту.
Ранее граду и миру была продемонстрирована голова террориста-смертника, в котором далеко не все узрели обнаруживалось кавказские черты. Меж тем источники , близкие к следствию, говорят, что смертник «В настоящее время у оперативников уже имеется предположение по личности смертника, уроженца Северного Кавказа», - сказал собеседник агентства «Интерфакс». «Несмотря на существенные телесные повреждения террориста, удалось составить его так называемый «параметровый» фотокомпозиционный портрет», - отметил источник, добавив, что портрет направлен в следственные органы СКФО. Проходили сообщения о «французской» или «итальянской» внешности террориста.
Правда, если верить отечественным силовикам, на Кавказе давно действует «террористический интернационал». В разное время сообщалось об арабах, чернокожих наемниках и боевиках с пространства СНГ и Балтии. Саид Бурятский был доморощенным террористом.
Однако факта, что террорист был не из Чечни, недостаточно для того, чтобы отмести «чеченский» или «кавказский» след. Так уж повелось, что террористическая угроза приходит в центральную Россию с Кавказа и ничто не указывает на то, что в России появились слабо связанные с кавказской проблематикой террористы. Правда, пока никто не взял на себя ответственность за теракт (у «публичных» боевиков, кажется, вообще серьезные разногласия по вопросу главенства).
Вослед теракту последовали уже кадровый выводы. Президент Дмитрий Медведев уволил начальника управления на транспорте МВД, а министр внутренних дел отправил в отставку руководителя линейного отдела в аэропорту Домодедово, а также двух его заместителей. Весьма вероятно, что их вина действительно велика. Однако же и здесь мы имеем дело с некоторой поспешностью реакции. Власти будто боятся опоздать, наперегонки что-то заявляя, демонстрируя решительность и называя виновных.
Поспешность хороша в иных обстоятельствах, здесь же мы имеем дело либо с возросшим профессионализмом силовых структур (расследуют быстро), либо чисто политическими заявлениями. В первом случае получается диссонанс - если уж так профессионально, то почему теракт допустили. Во втором случае с несколько наивным «главное уже что-то заявить». Продемонстрировать не только решительность, но и профессионализм (опять-таки — а почему теракт?) власти в целом.
Последнее нелишнее в нынешних условиях, но работает с серьезными ограничениями. По частному вопросу терактов у каждого человека имеется свое мнение. И если он за Путина и Медведева всей душой, то ему и понравится их версия терактов. Заметим: за Путина не в опросах социологов, где все в общем «за», а в реальной жизни — сильно сочувствует премьеру. Ему не надо ее транслировать. Если же он относится к правительству скептически, то не будет верить ни одному слову. Остальные — а их основная масса — теряются и начинают выдумывать объяснения.
Две девушки из «среднего класса» - типичные московские клерки — доказывали автору, что правительство что-то такое о терактах знает, чуть ли не причастно к ним. Абсолютно при этом не отрицая вины «чеченцев». Это — отзвуки разнообразной пропаганды на кавказскую и антитеррористическую тему — от «Покушения на Россию» (фильм, сделанный, как считается, по заказу Бориса Березовского о том, во взрывах домов осенью 1999-го года виновата ФСБ) до вечного «чеченского следа». И поспешные заявления, а потом такие же поспешные опровержения в эту кашу добавят лишь немного ясности. После мартовских терактов опрос «Левада-центра» зафиксировал, что 7 процентов опрошенных считают спецслужбы виновниками терактов в метро. Еще больше говорило о соучастии или «знали, но бездействовали».
Наличие внятной информационной реакции, оговоримся, лучше, чем отсутствие реакции в принципе. Лучше извещать население, чем не извещать. Однако же череда сообщений и комментариев, неизбежная по такому случаю, создает у населения в головах кашу. Никакой «Первый канал» не прояснит.