Читаю я тут статью на Cnews про планы Московского правительства насчет создания полезных сервисов для граждан. Вот тут.
И там же, заодно, презентация городской программы "Информационный город", а заодно и про всю программу на 200 миллиардов рублей.
Если Вы их ещё не читали, то обязательно прочитайте. Потом перечитайте, а потом заодно неплохо будет и подумать, что же там не так с этим планом и тем, о чем говорит руководитель департамента информационных технологий г. Москвы Артем Ермолаев.
Я вот уже прочитал и, сознаюсь, моя дипломатичность и политкорректность начинает давать сбои. Потому как то, что озвучивают московские "ребята от информатизации", не то чтобы совсем бесполезно, но устарело уже давно.
В первый раз я уже писал об этом в заметке Информационный город vs Открытый город . А теперь пора поговорить об этом подробнее.
То, о чем говорил Ермолаев - это сервис фото-жалоб на дороги и карта домов. Наверняка найдутся те, кто скажет: «вот ведь хорошая идея, и подобное нужно городу».
Городу, конечно, нужны такие сервисы, но созданные энтузиастами или бизнесом, а городские власти должны предоставлять данные, а не делать такие проекты за государственный счет. Более того, есть множество уже существующих проектов, которые решают эти проблемы.
Это и пермский Streetjournal.ru, и SeeClickFix.com (который теперь распространяется по всему миру и там есть многие российские города, например, Рязань), и даже та самая РосЯма, упомянутая в статье.
Любой из этих проектов решает эти проблемы. Вопрос - зачем создавать городскую систему и тратить государственные деньги?
Если бы Ермолаев действительно хотел решить проблему с пробками, то вместо разработки городского сервиса можно было бы начать помогать этим проектам, предоставляя им городские данные мониторинга пробок, аварий, дорожного строительства и ремонта и перекрытия дорог. Только не выборочно и не по чуть-чуть, а всем, в открытом доступе и под открытыми лицензиями.
И это и есть информационный город! Только настоящий, не из раздутого бюджета на 200 миллиардов, не из огромного числа госсистем, а основанный на вовлечении граждан и бизнеса в решение городских проблем.
Аналогично с картой домов. Я лично очень хочу увидеть ТЭО (технико-экономическое обоснование) этого проекта и ещё больше мне интересно, проводились ли консультации с коммерческими компаниями, работающими в этой области.
Потому что и здесь вместо системы нужны данные и только данные. Я готов поспорить, и поспорить всерьёз, что будь эти данные доступны, они бы пригодились и риэлторам, и создателям картографических систем вроде «Яндекс.Карт», и молодым стартапам, и гражданским активистам, и многим другим. Конечно, при условии, что эти данные будут машиночитаемы и открыты под свободными лицензиями.
Системы "живых карт" появились бы сами в короткое время. Я бы сам не поленился создать такую систему.
А пока в головах отдельных московских чиновников особая каша с ценником на 200 миллиардов рублей.
Они не говорят о прозрачности. Они не понимают или не хотят открытых данных. Но у них всё хорошо с iPad'изацией, про которую я уже ранее писал, а теперь и с MacBook'изацией. Они даже знают про срочный ремонт iPad в Уфе.
Про московское правительство всё, на этой траурной ноте мне про них добавить нечего.
Я добавлю про Cnews и «Яндекс» в формате прямого обращения.
Вы конечно хорошие ребята, и я всё понимаю (c), но добавьте же наконец в свой словарь термин "открытые данные". Он не страшный, его не надо бояться. В Cnews вполне могли бы написать про то, что такие проекты в мире делают через открытые данные, а в «Яндексе» могли бы упомянуть о том, что хорошо бы, если бы городские данные публиковались в открытом доступе. Уж кто-кто, а «Яндекс» точно ничего не потеряет, если данные начнут публиковать и даже если их начнут использовать их конкуренты. Это как раз та ситуация, когда выиграть могут все, а проиграть должны те чиновники, которые этому сопротивляются.