будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 18, 2025
Страна

К демократии - не готовы

К демократии - не готовы
mayatnik-01
Политические колебания. Источник: daler.ru

Поиграли в демократию — и хватит: это уже кажется лейтмотивом третьего срока президента Путина. Никаких заигрываний с «продвинутым меньшинством» и попыток быть президентом всех россиян, кажется, в повестке дня нет. Сворачиваются, ограничиваются или переформатируются практически все сферы общественной жизни, которые кажутся власти потенциально опасными.

Коснулась уже ревизия и «масштабной демократизации», которую бывший тогда президентом Дмитрий Медведев объявил после многотысячных митингов в столице (и, как утверждали официальные комментаторы, безо всякой с ними связи). Центральным пойнтом «демократической реформы» стал закон о возвращении прямых выборов губернаторов населением регионов. Выборы в итоге получились не совсем прямыми — в процедуру выдвижения кандидатов был встроен «муниципальный фильтр» (кандидату необходимо собрать от 5 до 10 процентов подписей муниципальных депутатов региона), но все же выборы вернулись и прошли в октябре 2012 года сразу в пяти регионах страны.

На всех победили представители власти, но после триумфа вертикаль задумалась о пересмотре процедуры. А вернее о том, чтобы отменить прямые выборы. Уже на этой неделе депутаты рассмотрят законопроект, по которому регионы вправе сами определять, как им избирать губернатора: либо всенародным голосованием, либо как в предыдущие несколько лет — в региональном парламенте из кандидатур, предложенных президентом России. Законопроект, как отмечается в пояснительной записке, «призван учесть региональное многообразие Российской Федерации» и «направлен на обеспечение устойчивого социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и сохранение межнационального мира и согласия».

Согласно внесенному законопроекту, регион будет вправе решать — избирать губернатора или нет. Если от выборов будет решено отказаться, то вступает в действие старая схема, когда президент вносит одного из трех или более кандидатов, что представили ему политические партии, в региональный парламент, а тот кандидатуру утверждает (не было ни одного случая, когда региональный парламент кандидатуру Кремля бы не утвердил). Отличие от прежней схемы в том, что теперь кандидатов будет предлагать не только та партия, что победила на выборах в данном регионе (везде и повсеместно — «Единая Россия»), но и другие партии, представленные в Госдуме. Что позволит избежать абсурдной ситуации весны 2012 года, когда ЕР предложила президенту на пост смоленского губернатора депутата Годумы из ЛДПР.

Толчком к выдвижению такой инициативы стал представленный в ноябре 2012 года доклад ИСЭПИ под руководством бывшего замглавы управления по внутренней политике администрации президента Дмитрия Бадовского. Околокремлевские эксперты предложили несколько схем «непрямых» выборов губернаторов, одна из которых как раз и воспроизводила «назначение» губернаторов, которое действовало в России с незначительными правками с 2005 по 2012 год. По мысли авторов доклада, назначать губернаторов следует не везде, но такая процедура должна быть внедрена там, где существует риск прихода к власти радикальных националистов, особенно в непростых в этом отношении северокавказских республиках.

Владимир Путин, который выступил в поддержку законопроекта, мотивировал необходимость его рассмотрения примерно также. «Люди из этих национальных республик, понимая эту проблему (проблему межнациональных конфликтов — Полит.ру), чувствуя на себе, на своих семьях, опасаясь за такое неблагоприятное развитие, они сами поставили вопрос: дайте нам право, сказали они, выработать такую систему приведения к власти руководителей республик, которая бы никого не ущемляла», - объяснил Путин необходимость отказа от прямых выборов губернаторов. Подчеркнув, впрочем, что сам он выступает за прямые выборы губернаторов: «в результате выборов в регионах пришли представители действующей власти, это как раз говорит о том, что властные структуры не боятся выборов, они нормально себя чувствуют в условиях прямых выборов руководителей регионов. Это как раз лучшее подтверждение того, что мы не собираемся кардинально здесь ничего менять».
Логика в кремлевской инициативе (формально законопроект внесен представителями всех фракций Госдумы, но вряд ли инициатива исходила и впрямь от них), безусловно, имеется: где-то губернаторов легче назначать. Хотя бы по той причине, что будет инструмент давления (какой-никакой) на местные элиты.

Однако имеется два нюанса: во-первых, создается неприятная лазейка для политиков, которые захотят вновь отменить выборы, во-вторых опять наблюдается тренд на сокращение выборных и вообще демократических процедур.

Первое — довольно специфический аспект. Даже если Путин и впрямь весь в белом и считает, что губернаторов надо избирать и общество к этому готово, то не факт, что региональное начальство готово ровно к тому же. Покуда выбора не было (губернаторов назначали с 91-го по 93-й годы, затем избирали до 2005, затем опять назначали, пока не вернули выборы в 2012 году — но схема была общей для всех и никакой региональной специфики не предполагала), все было понятно. Теперь же имеется люфт.

Анонимный единоросс в комментарии «Коммерсанту» рассказал, например, что в Ингушетии, где выборы должны состояться в сентябре, можно было бы и избрать губернатора, ведь регион моноэтничен. Однако же в Ингушетии и без этнических проблем непростая ситуация, учесть хотя бы то обстоятельство, что самым популярным политиком в регионе до сих пор, десять лет спустя после ухода, остается бывший президент республики Руслан Аушев. Да и различные кланы на Северном Кавказе могут создавать проблемы никак не хуже, чем этнические противоречия.

Второе обстоятельство — сокращение демократических процедур вообще. Их и так было не то чтобы много, а работающих так и вовсе почти не было. Но за последний год наметился тренд по ограничению всего и вся в угоду логике политического момента. Сохранение политической стабильности кажется властям приоритетным по сравнению с любыми институтами, процедурами и даже, бывает, неформальными договоренностями. В качестве стратегии такой подход вряд ли можно считать дальновидным.

читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).