Один из «главных питерских силовиков», чекист Виктор Иванов покинул администрацию президента, где он в течение последних четырех лет работал помощником Владимира Путина и считался одним из его особо приближенных людей. Формально он пошел на понижение: новый президент Дмитрий Медведев назначил главой Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН). Фактически же его положение и влияние, скорее всего, будет определяться дальнейшими отношениями с Владимиром Путиным.
Таким образом, в результате послевыборных перестановок сменились главы силовых структур, которые устроили так называемую «войну силовиков» перед парламентскими и президентскими выборами. Прежний глава ФСКН Виктор Черкесов стал главой агентства по поставкам вооружений, военной, специальной техники и материальных средств (Рособоронпоставка). Глава противостоявшей Госнаркоконтролю ФСБ Николай Патрушев отравлен на «почетную пенсию» – он стал главой Госсовета. Вместо него главой ФСБ стал экс-глава Службы экономической безопасности ФСБ Николай Бортников, человек Игоря Сечина, прославившийся тем, что журнал The New Times в свое время обвинял его руководстве убийством Литвиненко и Политковской, в коррупции и в том, что он выслал Наталью Морарь, которая об этом писала.
Виктор Петрович Иванов родился 12 мая 1950 года в Великом Новгороде в семье военного. В 1971-77 гг. после окончания Ленинградского электротехнического института работал инженером в научно-производственном объединении «Вектор». В 1977-94 гг. после окончания Высших курсов КГБ в управлении КГБ по Питеру и Ленобласти. Дослужился до начальника отдела по борьбе с контрабандой. В 1987-88 гг. побывал в Афганистане.
В 1994-96 гг. по инициативе Путина возглавлял управление административных органов мэрии Санкт-Петербурга и ушел вместе с ним после поражения Анатолия Собчака на губернаторских выборах. После назначения Путина главой ФСБ, возглавил там сперва управление собственной безопасности в должности заместителя директора. С 2000 года замглавы президентской администрации, ответственный за расстановку кадров и назначения во всех органах федеральной власти. Он считался руководителем силового крыла в администарции президента. Непубличность Иванова сочеталась с многочисленными публикациями, в которых описывалось его огромное влияние и возможности.
В 2002 году возглавил совет директоров только что созданного «Концерна ПВО «Алмаз-Антей», выпускающего зенитные ракетные комплексы С-300. Был одним из инициаторов репрессий против ЮКОСа Михаила Ходорковского.
Виктор Иванов курировал Главное управление по делам СНГ президентской администрации. Именно по его инициативе ликвидирована активно действующая Комиссия по помилованиям при президенте, после чего количество помилованных президентом осужденных значительно сократилось. С марта 2004 года – помощник президента. Именно тогда заговорили о его огромном влиянии.
Иванов считается фактическим автором закона «О гражданстве РФ», принятого 20 февраля прошлого года, настолько ужесточившего правила получения российского гражданства для бывших граждан СССР, что президенту в пожарном порядке пришлось вносить свои поправки в уже действующий документ
После вступления Медведева в должность и начала новых назначений Виктор Иванов был последним чиновником администрации президента, с которым интрига сохранялась до последнего времени. «Или Иванова очень сильно прищемили за коррупцию и никуда не назначат, или назначат на пост мэра Москвы», – предполагал глава информационно-исследовательного центра «Панорама», владелец интернет-библиотеки «Антикомпромат» Владимир Прибыловский: «Все обсуждаемые претенденты уже получили какие-то посты, а Иванов еще не получил. А всего лишь за какую-то коррупцию не дать поста как-то странно».
Ведомство, которое сейчас возглавил Иванов, в последний год переживало трудные времена. Последняя осень президента Путина была отмечена нарастанием борьбы за влияние и ресурсы между окружающими его элитами. Публичная фаза «подковровой разборки» началось, когда по инициативе ФСБ и Следственного комитета при прокуратуре (если трактовать шире – силовиков группировки Игоря Сечина) были арестованы подчиненные главы ФСКН Александра Черкесова. (Арестованные занимались делом «Трех китов» и делом о контрабанде китайского ширпотреба в адрес складов ФСБ – в результате были уволены пять генералов госбезопасности.) В ответ Черкесов поступил так, как настоящие чекисты поступать в принципе не должны. Он выступил со статьей в газете, где пожаловался на обострение борьбы внутри «чекистского сообщества» и на то, что ржавеет «чекистский крюк», который, по его мнению, спас страну в 90-х годах.
Роль Путина в этой истории была показательна: он попытался сохранить баланс среди противоборствующих группировок, не давая ни одной из них, в данном случае ФСБ, получить слишком большое преимущество. Путин назвал выступление Черкесова «некорректным» и даже намекнул на то, что у главы ФСКН руки нечисты. И буквально на следующий день повысил его до уровня главы ФСБ Николая Патрушева, создав специально под Черкесова Государственный антинаркотический комитет (ГАК). Еще одним участником конфликта стала Генпрокуратура, которая выступила на стороне Черкесова, оспорив в Мосгорсуде арест генерала-наркополицейского Александра Бульбова.