Что такое кафка (Кафка здесь и сейчас) - каждый понимает по-своему. Под слоганом "кафкинг" у нас теперь сериал, в котором будут приводиться свежие примеры применения этого метода. Имеются в виду ситуации, когда управленческие решения (власти или просто манагерские) оказываются в милом противоречии с законами природы, здравым смыслом и т.п.
Это случай из двух частей, обе - из города Ростова, произошедшие почти без интервала. Первая часть - это типа кафкинг установочный, а вторая часть - уже бытующая схема.
Кафкинг установочный
Как сообщил 161.ru (ростовский новостной сайт), "Донские чекисты озвучили планы дискредитации несистемной оппозиции". Здесь, конечно, относимся со всем вниманием к слову "дискредитация".
Что следует понимать под этим словом?
Дело серьезное, следует процитировать авторитетный для массового читателя (ну, ростовские чекисты все же из этой категории) источник, то есть - "Википедию":
"Дискредитация (фр. Discrediter — подрывать доверие) — умышленные действия, направленные на подрыв авторитета, имиджа и доверия. Один из приёмов недобросовестной конкуренции.
Дискредитация применительно к политике, относится к личным нападкам на общественного деятеля, предназначенным для того, чтобы подорвать доверие людей к нему или прекратить оказывать ему поддержку.
В публичных дебатах, особенно в обществах со свободой слова, дискредитация соперников используется для получения поддержки собственной позиции. Эта тактика подобна использованию в дебатах аргумента, рассчитанного на предубеждения публики (ad hominem)..."
После этого обнаруживаем, что глава УФСБ России по Ростовской области Павел Солодков слово "дискредитация" употребил корректно и конкретно. Слово прозвучало 24 сентября на заседании координационного совета по обеспечению правопорядка, которое проходило в правительстве Ростовской области.
Сначала П.Солодков определил рост протестного движения (после выборов Госдумы и президента) политическим экстремизмом. Далее было сообщено, что особую озабоченность спецслужб вызывает широкое вовлечение в протест молодежи, чему способствует развитие интернет-технологий и социальных сетей. При этом деструктивные силы, пытаясь переориентировать протестный потенциал молодежи на политическую сферу, активно разыгрывают две карты: межэтнические взаимоотношения и социально-экономическую ситуацию.
Ну и план действий. Цитата (согласно 161.ru.): "Свидетельством этого является все более масштабное участие молодежи в массовых митингах протеста под лозунгом "За честные выборы". В социальных сетях распространяются идеи о смене власти... В целях недопущения молодежи в противоправную, а значит, и антиконституционную деятельность УФСБ совместно с профильными министерствами и правительством области ведет работу по дискредитации идеологических акций экстремистских структур, а также недопущению консолидации националистических структур и несистемной оппозиции". Публичная работа по дискредитации в целях недопущения - однозначно, кафкинг.
Но, учитывая, что слово "дискредитация" здесь употреблено в отчасти будущем времени, следует уточнить - правильно ли понимают ли сотрудники профильных министерств Ростовской области это слово и, соответственно, смогут ли произвести кафкинг реальный? Да, правильно и да, будут. Теперь будет пример.
Кафкинг в действии
Тот же ростовский сайт ставит уже вполне ортодоксально-кафкианский вопрос: "Как менее чем за месяц собрать 20 тысяч при пенсии в девять тысяч?" Сообщается, что к штрафу, в два раза превышающему ежемесячный доход, ростовского пенсионера Анатолия Закурдаева (71 год) приговорил мировой суд. Это, конечно, еще не кафкинг, это просто жизнь. Кафкинг в том, как именно это произошло.
В Ростове-на-Дону 15 сентября полиция задержала четверых горожан, вменив им проведение несанкционированной массовой акции. Трое (Борис Папаян, Елена Белан и Светлана Свидерская) свои взгляды не скрывали, а 71-летний уроженец Якутии Анатолий Закурдаев оказался там за компанию.
Тут целое кино (к слову - ролик в самом деле можно посмотреть тут, как сказано в тексте - "видео предоставлено ГУ МВД РФ по Ростовской области"). А в словах история выглядит так: "В День города около 14:00 несколько граждан попытались провести там одиночные пикетирования. Они пришли на площадку перед входом в парк Горького с разницей в полчаса. Первой пришла женщина с плакатом. Подняв его высоко над головой, активистка простояла так около 15 минут, затем к ней подошел пожилой мужчина и взял из ее рук плакат. Он стоял и держал его на вытянутых руках", – это версия пресс-службы ГУ МВД РФ по Ростовской области.
Далее, как сообщили в полиции, к пикетчикам подошли стражи порядка и попросили подписать "Предупреждение о недопустимости нарушения общественного порядка и осуществления экстремистской деятельности". На видео видно, как женщина что-то там и в самом деле подписывает.
Далее пресс-служба: "Пока женщина читала документ, мужчина плакат не опускал и продолжал возносить его у себя над головой. Вся процедура фиксировалась сотрудниками полиции, журналистами и прохожими на камеры. Когда активистка расписалась в предупреждении, мужчина вернул ей плакат. Сам подписывать документ отказался, при этом заявил полицейским, что полностью поддерживает эту акцию. Активистов попросили проехать в районный отдел полиции, где составили на них протоколы об административном правонарушении по статье 20.2 "Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования"".
Теперь показания потерпевшего (имея в виду штраф в 20 тысяч) Закурдаева :"Да они со мной даже не разговаривали, не только не просили подписать. Мол, нарушил, поехали. А про требования, какие там требования. Я обычный водила, всю жизнь беспартийный, никуда не вступал, не люблю я их всех, политиков этих".
Вот событие в его изложении: "Я в Ростове два года живу, вышел на пенсию и переехали, но постоянно жена меня за собой таскала, сам города не знаю почти. Только один маршрут знаю – №22, из дома до центрального рынка. Так и поехал. Съездил к Дону, там парад был, посмотрел. Потом на обратном пути в "Колос" зашел, мороженку скушал. Потом уже домой собирался, глядь – стоит толпа, милиции много, женщина с плакатом. Любопытно стало. Я немолодой же, подслеповат, глуховат, подошел ближе. Ну и стою, а рядом нержавеющие перила". Ну а далее плакат Белан оказался в руках Закурдаева.
По его словам, "взяли на слабо": "Она говорит – руки заняты. Полиция же ко мне. Один попросил, я отказался, мол, зачем мне это нужно. А второй подзуживать начал: что, испугался? Меня это заело, я и взял плакат. Держал его минуты две, наверное, потом женщине вернул, тут и началось".
Теперь мировой суд Ленинского района Ростова счел вину Закурдаева очевидной и поддержал позицию полицейских, изложенную в рапорте – он проводил несанкционированное публичное мероприятие. До 17 октября Закурдаев должен заплатить штраф в 20 000 рублей. На его искреннее недоумение, "у меня пенсия – девять тысяч, где бабки такие брать?", "мне и сказали в суде, мол, ничего, по соседям позанимаешь, придумаешь".
Это, конечно, кафкинг как таковой, причем - с заранее обдуманными намерением осуществить именно его. Единственный выход тут может быть только в варианте" против лома нет приема, окромя другого лома". Кафкинг можно победить только кафкингом. Встречная логика состояит в том, что "на протяжении всего времени пикета с плакатом стоял один человек – сначала Елена Белан, затем Анатолий Закурдаев. То есть формообразующий признак массовой акции отсутствует". Что видно и на видеозаписи, которая тут может быть доказательством в пользу Закурдаева (запись же не частная, а как раз пресс-службы донской полиции).
Другое дело, что сам Закурдаев возвысился до теоретического обобщения, уточнив, что кафкинг бывает разного уровня. Государственный, конечно, круче частного: "До 17 числа нужно собрать и заплатить. Потом, сказали, в два раза больше будет. Мы же в России живем, что здесь кому докажешь... Раз уж так случилось, вывод один – собирай бабки да плати".