Бывший кандидат в президенты США, сенатор Джон Маккейн не славится особой любовью к российским властям. Он — старый антисоветчик, в большую политику пришел еще при Рейгане, когда бушевала война в Афганистане. Да и вообще он — настоящий «ястреб» в том плане, что военный и из семьи потомственных военных. И вот Маккейн решился вдруг напрямую обратиться к россиянам, чтобы разъяснить свое отношение к нашей стране и описать свои представления о происходящем в России.
Ну вернее не совсем сам решил — попросили. «Когда редактор «Правды.Ру» Дмитрий Судаков предложил опубликовать мой комментарий, он назвал меня политиком, «выступающим с антироссийской точкой зрения уже много лет», - начинает свою колонку Маккейн. «Моя цель сегодня разрушить фальсификации, используемые правителями России для сохранения их власти и оправдания коррупционности, позвольте мне начать с исправления этой неправды. Я — не антироссийский. Я пророссийский, более пророссийский чем тот режим, который плохо управляет вами сегодня», объяснил смысл своего обращения сенатор.
Выбор площадки для обращения к россиянам интересен. «Правда.ру» известное, но далеко не ведущее медиа в России, даже среди интернет-СМИ. К тому же не самое благополучное с точки зрения репутационной. А текст Маккейна, надо полагать, были бы заинтересованы опубликовать и мейджоры российского медиа-рынка.
Все-таки колонка Путина с обращением к американцам, на которую так или иначе, но реагирует Маккейн, вышла в «Нью-Йорк Таймс» - одном из ведущих изданий не только США, но и мира. Но это ладно, быть может, сенатор по старой памяти услышал в предложении российских журналистов нечто вроде «это будет опубликовано на передовице в Правде»» и подумалось ему, что это до сих пор главная российская газета (хотя, разумеется, «Правда.ру» никакого отношения к «Правде» не имеет и никогда не имела). Ну или только журналисты «Правды.ру» обратились за просьбой о комментарии, а у сенатора накипело давно.
Текст Маккейна и впрямь проникновенный и задорный. «Я верю, что вы заслуживаете возможности улучшить вашу жизнь, живя в стране, где экономика процветает и создает блага для многих, а не только для кучки власть имущих. Вы должны жить в правовом государстве, где законы ясны, справедливы и применяются последовательно и беспристрастно. Я заявляю это потому, что я верю, что люди в России не менее, чем американцы наделены нашим Создателем неотчуждаемыми "правами на жизнь, свободу и стремление к счастью", как гласит американская Декларация Независимости», - обращается он к гражданам России.
Пока же, по мысли Маккейна, в России все не так. «Президент Путин не верит в эти ценности потому, что он не верит в вас. Он не верит, что на свободе человеческая природа может подняться над своими слабостями и построить справедливое, мирное и процветающее общество. Или как минимум, он не верит, что это могут сделать граждане России. Поэтому он правит, используя эти слабости, с помощью коррупции, репрессий и насилия. Он правит для себя, но не для вас», - пишет сенатор, но в конце обращения надеется, что увидит день, когда в России появится правительство, подотчетное народу.
В Кремле на публикацию отреагировали ожидаемо формально и без энтузиазма. «Мы обязательно прочитаем. Маккейн хорошо известен тем, что он не поклонник Путина. Вступать в какую-то полемику – вряд ли, эта точка зрения человека, который живет за океаном. Что касается того, чего заслуживают россияне, они сами в состоянии ответить на этот вопрос, и сами на него отвечают, когда происходят выборы. Не думаю, что точка зрения кого бы то ни было за океаном играет какую-то роль на фоне волеизъявления россиян». - заявил в эфире «Русской службы новостей» пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков.
Тут, вероятно, мало поводов для обсуждения. Сенатор и впрямь далек от российских проблем, хотя по газетам, несомненно, за Россией следит (потому два главных кейса, которые он приводит в качестве обвинений Путину — смерть юриста Сергея Магнитского в СИЗО и дело Pussy Riot). Потому и пишет он фразу, которая странно звучит в общем контексте: «российский гражданин не мог бы опубликовать заявление, подобное тому, которое я сейчас сделал».
Это, разумеется, не так. Владимир Путин и его окружение, конечно, не самые либеральные и толерантные правители в мире, но все-таки право высказывания у граждан особо не отбирали. В том, в чем Маккейн упрекает Путина, за время правления российского президента уже поминали ему буквально все противники — от «системных» коммунистов до самых «оторванных» другороссов. Что, мол, свободы нет, что в стране коррупция, что наши ближайшие внешние друзья — сомнительные диктатуры, что природные богатства при Путине «будут во владении кучки коррумпированных власть имущих». Да это примерно в каждом втором публичном выступлении (если вообще не в каждом) говорит Алексей Навальный.
Наверно, тут стоит немного не о Маккейне, а о его изначальном тезисе, что он — не антироссийский политик. Это интересно в том смысле, что внутрироссийский политический дискурс допускает существование мнения «а-ля Маккейн» и это мнение даже можно высказать в медиа. Но власти последовательно стараются объявить эту точку зрения (явно или скрыто) именно что антироссийской.
Подспудно ставится знак равенства между одобрением деятельности Владимира Путина, любовью и заботой о государстве и любовью и заботой о стране. Путин — это государство, государство (в лице в том числе чиновничества и силовиков) — это Россия. Две смысловые подмены, но на протяжении уже многих лет они позволяют власть предержащим манипулировать настроениями масс и монополизировать право на патриотизм. Патриотизм в этой схеме превращается в беззаветную преданность действующей власти и лицу, стоящему на ее вершине.
В этом даже Маккейн худо-бедно разобрался, а мы внутри никак не можем отделить интересы граждан и страны от интересов государства и власти. Меж тем, кажется, что интересы эти зачастую имеют мало общего. Впрочем, Маккейн со своим выступлением точно никак не помог российским гражданам в этом разобраться. Может, он и прав, но кто ему поверит? Он же антироссийский политик и вообще «враг России».