Скачок розничных цен на бензин в конце августа вызвал всплеск возмущения потребителей, хотя, по правде говоря, возмущаться было нечему. Как раз заканчивалось действие «ценового соглашения» с руководителями крупнейших нефтяных компаний, и ничего другого, кроме повышения застоявшихся за полгода цен на топливо, ждать не приходилось. Кроме того, пока действовало это соглашение, в США произошла крупная авария на стратегическом нефтепроводе, что послужило поводом для скачка цен на сырую нефть уже на мировых рынках. Таким образом, совпадение по времени двух событий разогнало розничные цены на бензин на всех российских бензоколонках.
Естественно, это не могло не вызвать ответной реакции, во-первых, в виде возмущения потребителей, которые за последние три года уже устали от постоянного роста бензиновых цен, и во-вторых, в виде массированного потока предложений, как нам обуздать это рост. При этом авторы подобных предложений как будто забывают, что российская экономика уже давно вписана в международное разделение труда, ее внутренние рынки являются частью мировых рынков, и поэтому сигналы, которые российские рынки получают и на которые реагируют, идут во многом из-за границы, а не только из каких-то внутренних источников. Такое состояние не есть, конечно, результат заговора «мировой закулисы», а всего лишь следствие того, что российская экономика по мировым меркам очень маленькая, и поэтому импульсы, идущие от мировых рынков, заставляют российских субъектов хозяйствования принимать именно те решения, которые выгодны мировым рынкам. В свою очередь, если российская экономика посылает сигналы мировому рынку, то он их просто не замечает, так как они очень слабые.
С учетом этой особенности функционирования российского хозяйства все предложения наших «озабоченных» ценовым ростом выглядят немного наивными. Конечно, можно посовещаться наверху и что-то решить, но если принятое решение будет противоречить основной цели – получению прибыли, то его будут обходить или, в конце концов, смогут настоять на его отмене. То есть, обобщая сказанное, все внутренние решения относительно наших рынков, которые являются частью мировых, заранее обречены на неудачу.
Это, конечно, вовсе не значит, что регулировать цены, в том числе и нефтяные, совсем нельзя. На наш взгляд, есть как минимум два варианта такого регулирования. Первый – это введение экономического «железного занавеса», то есть полное отсечение внутренних производителей от мирового рынка. При этой системе внутри российского рынка производством и реализацией нефти и нефтепродуктов может заниматься кто угодно, где угодно и по каким угодно ценам, но вот экспорт должен быть строго централизован и находиться в руках государства. Государство, таким образом, будет играть роль фильтра, который станет гасить все колебания мировых цен, и тогда на внутреннем рынке у нас будет тишь, гладь и божья благодать.
Для справки отметим, что аналогичная конструкция использовалась в Советском Союзе во времена НЭПа и называлась государственной монополией внешней торговли.
Отдельные элементы (или рудименты) государственной внешнеторговой монополии продолжают активно функционировать и сейчас. Это, например, одноканальная система сбыта природного газа, при которой газ (не важно, кем добываемый – полугосударственным «Газпромом» или «независимыми производителями»), поступает в одну магистральную трубу, где он уже считается принадлежащим исключительно «Газпрому», и только по этой трубе идет на экспорт. Доход от экспорта, естественно, полностью оседает в бюджете полугосударственной монополии, а «независимым производителям» достаются лишь жалкие копейки, едва покрывающие себестоимость добычи газа.
Однако несмотря на удачный опыт функционирования одноканальной системы экспортных поставок газа, распространить его на экспортные поставки нефти у российского государства сейчас вряд ли получится. Для этого пришлось бы сильно ущемить в правах все нефтяные компании, а это будет сделать очень трудно. На ЮКОС сил еще хватило, а вот хватит ли их на «ЛУКойл», ТНК-ВР и «Сургутнефтегаз» – это вопрос открытый. Хотя, конечно, техническая возможность для этого сохраняется, так как абсолютное большинство сырой нефти на экспорт идет по трубам государственной «Транснефти», а что касается перевозок железнодорожным транспортом, то государственному же АО «РЖД» можно просто запретить принимать к отправлению цистерны с нефтью, направляемой по экспортным маршрутам.
Если оставить в стороне вариант с введением экономического или просто нефтяного «железного занавеса», можно задействовать второй вариант регулирования нефтяных цен. Сделать это будет не в пример легче, так как он уже давно реализуется на практике, причем в мировом масштабе. Происходит это с помощью хорошо известной организации стран-экспортеров нефти, которая называется ОПЕК. Время от времени она собирается где-нибудь в Австрии или Швейцарии и решает, увеличивать или уменьшать своим членам квоты на экспорт сырой нефти. Если квоты уменьшают, то цены на мировом рынке идут вверх, а если увеличивают, то тогда, наоборот, вниз. Такой вот простой и понятный механизм ценообразования, действующий уже на протяжении нескольких десятилетий.
Благодаря наличию этого механизма у российских регулирующих властей возможностей повлиять на внутренние цены на нефтепродукты гораздо больше, чем в случае применения соглашений с отечественными нефтекомпаниями или введения обсуждавшейся выше системы одноканального экспорта нефти. Если решающее большинство стран-членов ОПЕК проголосует за увеличение квот добычи нефти, то тогда мировые цены легко пойдут вниз, и есть высокая вероятность того, что это снижение отразится и на российском нефтяном рынке.
Правда, надо оговориться, что в последнее время этот механизм несколько застопорился. То есть вверх цены идут по-прежнему очень легко, а вот вниз идти у них никак не получается. Дело в том, что с мирового нефтяного рынка исчез один крупный игрок – Ирак, сохраняется высокая вероятность того, что может уйти еще один крупный игрок – Иран.
Теперь, чтобы определить новый уровень мировых нефтяных цен, надо договариваться не только с ОПЕК, но и с правительством США, а это несколько усложняет задачу. Да и оно, по правде сказать, уже мало что решает на территории Ирака. Боевики спокойно уничтожили ключевые объекты добычи и транспортировки нефти, и американцы сейчас, под защитой своей армии, ничего не могут сделать, чтобы их восстановить. Ну, а если американская армия все-таки уйдет из Ирака (скажем, при новой администрации), то там начнется такая война, что не то что нефтепромыслов, но и обычных колодцев может не остаться.
Таким образом, возможностей по регулированию цен на нефтепродукты ни во внутрироссийском, ни в мировом масштабе у нас не очень много. Как, впрочем, и у остальных субъектов этого рынка. Поэтому, нравится нам это или нет, но придется признать, что существующий уровень – это всерьез и надолго и надо попытаться как-то к нему приспособиться. Приспособиться, естественно, не так, как это делается сейчас, – введением временных ограничений на рост цен, которые потом, когда срок действия ограничений заканчивается, все равно идут вверх, – а более гибко, не пытаясь воздействовать на процессы, находящиеся вне нашего влияния.
В качестве варианта такого приспособления можно было бы предложить следующее мероприятие. Если уж правительство не может сдержать рост цен на топливо, то оно наверняка может компенсировать этот рост автовладельцам – полностью или хотя бы частично. Это представляется возможным, так как в руках правительства сосредоточены большие финансовые ресурсы, появившиеся благодаря прогрессивному налогообложению сверхдоходов нефтяных корпораций. И, как нам кажется, будет вполне справедливо частью этих налоговых сверхдоходов поделиться со своими гражданами. Для этого государство может вручить каждому частному автовладельцу (скажем, после прохождения годового техосмотра) ваучер на бесплатное приобретение топлива на любой заправке. По этому ваучеру можно было бы заправить, скажем, один раз полный бак. Такой же ваучер можно вручать каждому автовладельцу после заключения договора по ОСАГО со страховой компанией – тоже на одну или на две-три бесплатный заправки.
Какое количество ваучеров на бесплатное пополнение бака бензином можно будет выдать автовладельцам, всегда можно подсчитать, но главное, чтобы таким образом рост цен на бензин был по возможности компенсирован.
Далее, после того как бензозаправочная станция в обмен на бензин, отпущенный потребителям, получит ваучеры, она сдаст их в местное отделение Казначейства и получит за них деньги на свой расчетный счет. При этом, естественно, каждый ваучер должен быть приравнен к строго определенному количеству топлива, а цена топлива должна быть фиксирована на период действия ваучера (естественно, не очень большой – от силы месяц или два). При этом цены на бензин, продаваемый за наличные рубли, могли бы устанавливаться в свободном режиме.
Используя эту схему, государство (если оно, конечно, захочет), сможет компенсировать своим гражданам потери от роста цен на бензин. Но при этом надо иметь в виду, что весь вопрос о компенсации отпадет, если цены на мировом рынке, а вслед за ним и в России, начнут снижаться. Тогда, понятное дело, компенсировать будет уже нечего. Но пока цены еще высоки, государство может воспользоваться удачным случаем и показать свое лицо обращенным к простому гражданину.