будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 23, 2025
Страна
Цыганок Анатолий

Как бороться с террористической угрозой

В понедельникутром в 7.45 на линии Московского метрополитена вэлектропоезде произошел взрыв.На станции"Лубянка" – взрывное устройство сработало во втором вагоне поезда"Красная стрела", следовавшего в сторону "Улицы Подбельского".Теракт был осуществлен во время посадки-высадки пассажиров. Второй взрывпрогремел на станции "Парк культуры" – радиальная – в 8:39 моск.времени. Егомогло бы не быть, если бы после первого взрыва были бы отключены сотовыетелефоны на расстоянии 2-3 км. Этот вопрос являетсяпрерогативой ФСБ. В результате взрывов на станциях метро "Лубянка" и"Парк культуры" погибли 35 человек, 62 получили ранения.

Понятно, чтопосле предыдущих терактов в метро управление метрополитена свою задачувыполнило. Освещены ряд туннелей, проведена громкоговорящая связь, на станцияхпоявилась связь с милицией, ФСБ, значительно чаще милицейские патрули. Но иодновременно происходит и имитация реальной борьбы с террором. Патрулирующие солдатикивнутренних войск реально не оказывают влияния на террористические угрозы. Изоружия у них только дубинки; у них нет переносных газовых сигнализаторов, определяющихвзрывчатые вещества. Думается, что вместо ВВ должны появиться служебные собаки,и не обязательно овчарки, лучше московские дворовые .Служба скорой помощидействовала оперативно и своевременно. Хорошо была организована психологическаяпомощь.

Российскойвластью за последние восемь лет были приняты пять документов, направленныхпротив террористической угрозы. Принятие последних двух документов ознаменовалоне очередной этап борьбы с терроризмом, о чем с помпой информировалосьроссийское общество, а перекладывание ответственности с одной силовой структурына другую. И чем больше законов такого плана, тем меньше в обществе веры в то,что эти законы уменьшат угрозу терроризма. Обществу надо прямо сказать, что мывступили в эпоху терроризма, длительностью десятки лет. Поэтому обществу жизненнонеобходимо не только выработать, но и внедрять новые взгляды на противодействиетерроризму. Несмотря на то, что Россия обрела в ХХI веке новый зловещий статус,превратившись в объект для регулярных атак со стороны международноготерроризма, наши сограждане не ощущают данную угрозу как постоянную. Терроризмявляется одной из главных угроз современному миру и безопасности человечества.

Борьба с терроризмом должна носить комплексный характер итребует объединения усилий не только государства, но и всего общества. Вближайшие десятилетия терроризм будет влиять на общество. Поэтому и власть, иобщество должны вырабатывать адекватные меры для противодействия ему.Необходимо четко понимать, что только при взаимодействии власти и обществаможно противостоять угрозам терроризма.

Неменее важна разработка программ по подготовке специалистов антитеррористическойбезопасности в сфере муниципального управления, образования, здравоохранения, транспорта,спорта и культуры, государственных СМИ (печатных, электронных, теле- и радио,не говоря о той части бюджета, которая выделена на эти цели в МВД, ФСБ, МЧС,Минатоме, Минсельхозе и пр.). При этом в Государственной Думе в обязательномпорядке должны быть подготовлены законопроекты, регламентирующие порядокразработки программ по антитеррористической безопасности в наиболееподверженных атакам террористов направлениях: комплексов жизнеобеспечениягородов и населенных пунктов; учебных заведений всех уровней; объектовздравоохранения и санитарии, культуры и спорта; всех видов транспорта(наземного, железнодорожного, воздушного, морского и речного, трубопроводного)и их обеспечения.

Отдельнымразделом антитеррористического противодействия должна быть предусмотренаразработка программ создания единых (возможно, в рамках федеральных округов)центров координации и взаимодействия специальных и правоохранительных структурпо обмену информацией и частичному доведению ее до общества. Единый центрдолжен возглавить работы с обществом, а главное – определить порядокорганизации целевой работы по изменению имиджа в глазах общества специальныхслужб и правоохранительных структур.

Этойсовместной работой власти и общества должны быть положены начала коренногоизменения отношения к проблеме противодействия терроризму. Не исключено, чтонеобходимо вычленить специалистов для досудебного разбирательства,специализирующихся только в определении актов терроризма. Внестисоответствующие изменения в законодательную и нормативную базу. Во всех программах должны быть заложеныконкретные временные этапы и ожидаемые результаты. Требуетсябезотлагательно пересмотреть требования к системамбезопасности станций метро и железнодорожных, портов и пристаней итранспорта общественного пользования.

Общество должно видеть, что сделаноконкретно на каждом этапе противодействия террористической угрозе. Не видно тех четкихориентиров, временных этапов, по которым общество может проверить, насколькоактивно действуют государственные силовые и специальные структуры. По этимориентирам общество могло бы наглядно проверить, как власть выполняетпоставленные задачи.

В течение года необходимо принятьгосударственную программу, целью которой является ускоренная подготовкаспециалистов по общественной безопасности, например, создать муниципальныецентры безопасности для информации населения о тех программах, которымизанимаются спецслужбы и милиция в борьбе с терроризмом. Значительно увеличить центрыподготовки служебных собак, из расчета на каждую станцию метро по 6 служебныхсобак (дежурство через два дня). Поставить антивандальные устройства на всегазовые наружные вентили и промышленные трубопроводы. Во всех школах идошкольных учреждениях оборудовать бронированные посты безопасности. Все окна идвери первых этажи отделений милиции (по крайней мере, на Северном Кавказе) должныиметь бронестекла. Разработать систему контроля, электронную базу данных заиностранцами, адресами их работы, проживания, проведения свободного времени.

В течение двух лет на уровне правительства принять решение окомплексе мер по противодействию терроризму: таких, как техническое ипрактическое внедрение во все мобильные и радиотелефоны автоматической передачисигналов опасности и организации системы приема этих сигналов. Поставить напромышленную разработку и установку газосигнализаторы наличия в воздухе атомоввзрывчатых веществ и металлоискатели. На всехвокзалах, аэропортах, пристанях, станциях метро установить газовые сигнализаторыи металлоискатели. Начато производствобронедверей для водителей городского общественного транспорта, позволяющихводителю в случае опасности закрыть бронещитом пассажирский салон и себя. ВГосударственной Думе подготовлены законопроекты, регламентирующие порядок разработкии внедрения программ по антитеррористической безопасности в наиболееподверженных угрозам направлениях: комплексов жизнеобеспечения городов инаселенных пунктов. Правительством разработана федеральная система безопасностиобъектов здравоохранения, образования, культуры и спорта.

В течение трех лет подготовитьспециалистов по антитеррористической безопасности в сфере судебной, муниципальногоуправления, образования, спорта и культуры, здравоохранения, государственныхСМИ. Ужесточить требования доступности к системам жизнеобеспечения крупныхгородов и безопасности на транспорте. Для уменьшения угроз бесконтрольногоиспользования боеприпасов, оставшихся на территории страны после войны, следуетразработать федеральную программу по сплошной очистке от взрывоопасныхпредметов европейской части Российской федерации, в первую очередь на маршрутахпрохождения трасс трубопроводных систем. Газопроводы и нефтепроводыявляются одной из целей террористов.

Должныбыть изменены нормативная база, требования к службам безопасности и кспецслужбам, в первую очередь, а также – изменены принципы работы с населением.

Помимоэтого требуется изменить подходы к оценкам системы ПВО страны (системы ПВОтехнологически не способны в настоящее время, например, к наблюдению, контролюи поражению большого количества"москитных" малоразмерных легкомоторных летательных аппаратов), всех типов малоразмерных прибрежных кораблей и катеров .

Представляетсятакже необходимым создание институтапрофессиональных судей (юристов), занимающихся исключительно различнымиаспектами феномена терроризма и политического экстремизма для беспристрастногорасследования преступления, квалифицируемого как акт терроризма.

Необходимоприступить к разработке региональных программ защиты от террористических угроз впервую очередь объектов "легкойдобычи" – школ, детских садов, интернатов, общественных мест, учебныхзаведений. Для этого следует планировать размещение вблизи них оперативныхподразделений МВД и постоянное наблюдение.

Следуеттакже изменить требования к безопасности трубопроводных и энергетических систем.Для этого необходимо легендирование имаскировка пунктов управления, станций перекачки, электрических подстанций.

Исамое главное – надо проводитьинформирование населения о тех программах, которыми занимаются спецслужбы имилиция по борьбе с терроризмом. В России (к сожалению, это касается всехстран Восточной Европы, не только России) до сих пор еще существует недоверие –как к спецслужбам, так и к милиции. Просто недоверие, поэтому совместнымиусилиями надо менять и имидж спецслужб и правоохранительных структур, иотношение россиян к ним, воспитывать доверие, в этом тоже должна быть одна изцелей общества.

Необходимосоздать центр, координирующий деятельность спецслужб, занимающихся обеспечениемвнутренней безопасности и внешней разведкой, с силовыми структурами, службамиспасения, МВД; обеспечивающий централизованное распространение и обменинформацией и выполняющий посреднические функции между ними; осуществляющийразработку стратегии борьбы с терроризмом и совместных программ попротиводействию терроризму и способствующий разрешению проблем, связанных снеумелым руководством и смешением юрисдикций (при объединении функций милиции испецслужб в рамках одного ведомства реакция на события запаздывает, разделениефункций по сбору разведывательной информации и правоприменительной деятельностиспособствует предупреждению терроризма); для создания централизованнойфедеральной базы данных по именам, адресам и местам работы и жительстватрудовых мигрантов.

ДляРоссии исключительно важно начать создание центровобщественной безопасности и информации, взаимодействующих со СМИ испецслужбами, МВД, силовыми структурами, службами спасения для работы с местнымнаселением. Главная их цель – изменение имиджа спецслужб и милиции,пользующихся у населения дурной репутацией и не считающихся с законом,улучшение общественного облика спецслужб и милиции, надо приподнять завесутайны, традиционно окружающей спецслужбы.

Другиецели: разработка программ, проясняющих характер и цели работы спецслужб, МВД,силовых структур под лозунгом "предупреждатьоб опасности, а не паниковать"; проведение разъяснительных бесед сместным населением, подготовка теле- и радиопередач, изготовление и рассылкаинформационных буклетов о работе спецслужб, мерах предосторожности пристолкновении с террористической опасностью; создание сети "номеровопасности" – разработка телефонов, радиотелефонов, радиосредств,телесредств с автоматическим номером "опасности".

Созданиеаналогичного центра, например, в Австралии за четыре года изменило мнениенаселения, которое откликнулось на призыв правительства к общественности, итолько в 2002 году было зарегистрировано более 5000 добровольных обращений кспецслужбам.

Особенно эффективным инструментом в войне с террором считаетсямеждународное сотрудничество. Оно выступает за унификацию законодательства вовсех странах, готовых принять участие в этой войне, выработку точнойюридической формулы о том, кого считать террористом, и что такое террор – чтобытеррористы не могли изображать из себя беженцев, подвергающихся репрессиям, иполучать политическое убежище. В международном плане не должно быть двойныхподходов. Положительным примером сотрудничества в этом плане может служитьсотрудничество с Израилем, с которым у России нет проблем с точки зренияунификации законодательства. За последний год это сотрудничествораспространилось и на оперативную деятельность: Россия и Израиль сотрудничаютна двусторонней и многосторонней основе.
Многостороннее сотрудничество предусматривает проведение совместных операций сучастием нескольких стран, в частности – Соединенных Штатов, Британии иИзраиля. В рамках двустороннего сотрудничества Россия обменивается информацией,а также проводятся совместные операции. Необходимоускорить принятие в регионах и крупных городах "Единой системы обеспечениябезопасности". 

Цыганок Анатолий
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).