будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 16, 2025
Страна
Варшавер Евгений

Как избежать Кондопоги

Вот уже около двух недель прошло с момента, когда конфликт в карельском городе Кондопjга вышел из-под контроля властей и перерос в массовые беспорядки, сопровождавшиеся погромами так называемых «черных» мест города, в том числе ресторана «Чайка», где и произошла драка, приведшая к смерти нескольких горожан. За прошедшие недели случаи, чем-то напоминающие кондопожский, происходили в разных уголках страны. Тем важнее понять восприятие этих событий. Мы попробовали проанализировать мнения, почему все случилось именно так и, самое главное, что делать дальше, на основе Интернет-форумов и блогов.

Общего мнения даже касательно цепочки событий пока не выработано. Однако сюжет, с которым, кажется, согласятся все, так или иначе следившие за кондопожскими событиями, представляется так: ночью с 29 на 30 августа в ресторане «Чайка», принадлежащем некоему Иманову (о его национальности интернетчики до сих пор спорят; варианта два – азербайджанец или чеченец) произошел конфликт. С одной стороны, – русские, оказавшиеся в «Чайке» и вступившие в конфликт с барменом, с другой, – представители местных кавказских диаспор, приехавшие на машинах после телефонного звонка бармена.

О причинах изначального конфликта, приведшего к тяжелым последствиям, и о том, что именно русские делали в ресторане (варианты: праздновали освобождение друга из зоны, наоборот, поминали друга или отдыхали после рабочего дня), общего мнения нет и сейчас. Не могут посетители форумов прийти к согласию и относительно национальности нападавших. Некоторым этого и не требуется, поскольку все «лица кавказский национальности» (далее – «ЛКН») идут у них под лейблом «черный». Многие же склоняются к мнению, что это были «чеченцы и немного азеров» (здесь и далее выправлены только очевидные орфографические ошибки, иные особенности написания сохранены).

В результате драки с применением холодного оружия скончались, по разным данным, от двух до четырех человек (официально известно об убитых в драке двоих). Первого сентября убитых похоронили, а в ночь на второе по городу прокатилась волна чеченских погромов, в ходе которых жители Кондопоги и к ним примкнувшие сожгли многострадальную «Чайку» и разгромили рынок - рабочее место многих местных чеченцев. Второго прошел «народный сход», принявший некоторую резолюцию, а кроме этого были заведены уголовные дела по статьям «убийство» и «хулиганство» в отношении как участников драки у «Чайки», так и погромщиков.

Представляется, что, каких бы позиций ни придерживался читатель, у него не должно возникнуть общих возражений против того, как изложена общая последовательность событий.

Говоря об интернет-источниках по Кондопоге, нужно специально отметить местный, форум «cityk.onego.ru», поскольку, наряду с крайне популярными в сети блог-ресурсами livejournal.com и liveinternet.ru, именно этот сайт стал, во-первых, ареной идеологической борьбы, во-вторых, источником информации о происходящем. Кроме упомянутых ресурсов использовались также и другие местные форумы, в т.ч. nights.ptz.ru, а также некоторые другие места публичного интернет-обсуждения (например, www.otkpblto.ru), напрямую не связанные с Кондопогой.

Прежде всего попытаемся разобраться с разбросом мнений по проблеме на форумах города Кондопога. Принципиальной трудностью является то, что на этих порталах регистрируется и выражает свое мнение множество пользователей из других городов. Поэтому понять, где мнение человека, реально знакомого с событиями, для которого узнать, что происходит, значит просто выйти из дома (а среди зарегистрированных есть и такие, которые, сидя за компьютером, могут следить за происходящим перед «Чайкой» из окна), а где точка зрения жителя, например, далекой Кубани, сложно. Поэтому анализ начинался с того, чтобы вычленить именно «горожан», хотя говорить на сто процентов об их месте жительства нельзя.

Большинство высказавшихся касательно причин сходятся во мнении, что конфликт не мог не вспыхнуть, поскольку «в последнее врем как-то вольготно чувствуют здесь на севере выходцы с Кавказа (открыли свои "дела", везде где денежно). Мимо идешь, они на своем бормочат, смотрят в твою сторону, ехидно лыбятся (явно издеваются)». По их мнению, именно засилье кавказцев, а главное – их безнаказанность, сыграли решающую роль. Некоторые пророчат «новые кондопоги» по всей Карелии, поскольку количество «ЛКН» в регионе растет, а коррупция среди власть предержащих Петрозаводска и Олонца находится на том же, если не на более высоком уровне. Это, по их мнению, вторая, напрямую связанная с первой, причина. «Везде кавказцы и преступники-ментяры! Вот кого надо брать за жабры! Везде одна и та же схема!».

В целом же, лейтмотивом высказываний кондопожцев является то, что существует некоторая модель поведения «гость», а кавказцы, которые должны этой модели подчиняться, ведут себя, тем не менее, по-хозяйски: «Давно пора признать что это конфликт местного и пришлого населения и национальности играют тут не последнюю роль. Большинство национальностей приезжая даже в своей стране в другую местность помнят что они все же гости и стараются придерживаться местных традиций дабы не обидеть местное население. Выходцы же с кавказа и средней азии встречая дружелюбный прием начинают считать себя хозяевами и ведет себя совершенно по хамски, признавая только силу».

Часто приводятся комментарии, где читателю предложено представить себя на Северном Кавказе или в Закавказье и ответить на вопрос, будет ли он насиловать чеченок, бить чеченцев толпой, а также жарить на мангале свинину, а затем угощать ею окружающих мусульман. Поскольку именно это поведение, по словам посетителей кондопожского форума, заставляет их не любить кавказцев, и, как результат, фактически требовать их выдворения из Карелии (см. резолюцию, принятую по результатам «народного схода», например: http://saltis.twilight.ru/news.htm).

Среди прочих указанных на форуме причин событий по традиции фигурируют «Еврейский Капитал в РФ, Еврейские пгавозащитники нерусей». В то же время, раздаются голоса, где признается, что у такого засилья кавказцев есть вполне определенные причины, которые следует искать в русском населении Кондопоги. Речь идет о лености и пассивности тех, кто эту землю «от басурманского засилья» должен защищать. Здесь можно привести появившееся 14 сентября послание, направленное якобы от «женщин Кондопоги», где, среди прочего, предлагается следующее: «За одного убитого нашего мальчика, за одну изнасилованную нашу девочку, мы должны забирать жизни десятерых этих нелюдей».

Надо отметить, что люди, видимо, настолько вдохновились «сходом», что подобные петиции и обращения появляются в Интернете, как грибы после дождя. В одном из них, например, призывается всем «ЛКН», достигшим четырнадцатилетнего возраста, публично принести извинения жителям города и пообещать жить в мире и согласии. Такое выступление предлагается снять на камеру и транслировать по телевизору.

Здесь мы уже касаемся следующего вопроса – как ситуацию разрешить. При этом все мнения можно разделить на две категории. Первая условно формулируется как «что делать с ситуацией вокруг «Чайки»», а вторая - «что делать с кавказскими гостями на русских территориях вообще».

«Обращение женщин» являет собой проявление наиболее радикальной позиции в спектре мнений из категории «что делать вообще». Разнообразие мнений, относительно «отдельно взятой Чайки», варьируется от предложения жить по-старому до радикального предложения «схода» о закрытии всех кавказских торговых точек в городе. Среди прочего, предлагается внимательно, с позиций закона, изучить деятельность г-на Иманова на предмет дачи взяток чиновникам в МВД. Одно из предложенных спейифических решений - собрать всех чеченцев Кондопоги на стадионе и не выпускать до тех пор, пока они не выдадут 15 виновных в убийствах.

О ситуации вообще интернетчики думают, что, раз подобное поведение у чеченцев и прочих кавказцев «в крови» (в качестве аргумента приводится, например, инцидент в Биробиджане, где переселенцы, попытавшись занять место среди криминальных авторитетов, получили отпор местного населения), значит следует противостоять самому их присутствию. Каким образом? Прежде всего, это бойкот: «Есть три простых правила, я их соблюдаю в своем городе неукоснительно уже лет семь. Разъяснил эти правила своим родственникам и друзьям, сейчас разъясняю своим товарищам на работе и просто знакомым. Итак: 1. Ничего не покупайте у кавказцев и азиатов. Если сомневаетесь, кому принадлежит торговая точка, посмотрите копию лицензии висящей на видном месте, там обязательно указана фамилия владельца. На крайний случай покупайте там где славянский продавец (пускай раскошеливаются на зарплату славянского продавца). 2. Никогда не сдавайте кавказцам и азиатам жилье. 3. Никогда не берите их на работу (если вы имеете такую возможность)». Также предлагается подвести законную базу под репатриацию и «отправлять всех столыпинскими вагонами по родным кишлакам и аулам». Многие подобные призывы появляются в виде обращения кого-нибудь к общественности (например, http://community.livejournal.com/petrozavodsk/2006/09/04/).

Представлено, однако, и мнение, что, если выдворить из региона всех кавказцев, на рынке торговать будет просто некому и из рациона исчезнут фрукты, поэтому пусть они приезжают, но на сезон, и ни в коем случае не пускают корни.

В целом, несмотря на популярность в форумах Кондопоги упоминания законных методов решения проблемы, можно отметить высокий уровень ксенофобии, который характеризуется тем, что в качестве соседей «ЛКН» видеть хотят немногие, и предмет спора состоит в том, как правильно сделать так, чтобы в Карелии не было гостей с Кавказа.

Интересно отметить, что на интернет-ресурсах Кондопоги пользователи призывают не поддаваться на провокации ДПНИ и других политических группировок, использующих, по мнению кондопожцев, беду их города в качестве PR-акции: «дпниишникам все неймется - везде пытаются пожар раздуть. На этом форуме кроме этих лузеров кто-нибудь есть? Таскаются везде со своим Курьяновичем, подзуживая население на противоправные действия, сами конечно в стороне. Если вдруг Курьянович сдохнет, эта свора разбежится. Из-за таких **** обычно войны и начинаются. Есть среди них конечно нормальные, но их мизер. У меня вопрос - зачем вы не проводите митинги сами? Не подставляя людей?». Можно приводить и другие цитаты.

На уровне всего «Рунета» комментарии носили более общий характер. Специфика блог-культуры в России, по словам главного редактора Интернет-ресурса «Блоглента» (bloglenta.ru) Сергея Степанищева, состоит в том, что при разной степени «включенности» в события, пользователи не стесняются выкладывать свои мысли касательно происходящего, своего рода on-line аналитику. Разная степень включенности, равно как и различия в политических позициях «юзеров» различных блог-систем, и делает одеяло «свободной аналитики» на кондопожскую тему таким пестрым. Во внимание не принимались дневники тех пользователей (например, жж-юзер beekjuffer), журналы которых являются фактически пресс-службой в Интернете различных политических движений.

Кондопожские события – проблема общероссийского масштаба. Это признают практически все, вне зависимости от взглядов. Когда общество сталкивается с подобного рода проблемами, оно поляризуется. В данном случае поляризация происходит по линии, можно ли считать погром в ночь на второе проявлением «русского духа» или же это просто незаконные действия, которые должны быть рассмотрены через призму существующего законодательства.

Причины произошедшего, озвученные в ЖЖ и других местах интернет-общения, могут быть подразделены на три большие категории. В первую относятся все те мнения, где авторы видят причины в пресловутом «засилье иммигрантов» (что характерно, для многих интернетчиков практически нет разницы между северокавказскими гражданами РФ и иностранцами из стран Закавказья), во вторую – предложения искать причины в исконном населении тех территорий (в т.ч. Карелии), где оказывается пришлое население с Кавказа, третья группа ищет причины во власти – как на общероссийском, так и на региональном уровнях.

Приведем наиболее распространенные точки зрения первой группы: «Чечня не "часть России как все", а усмиренная мятежная территория. И чеченцы - не граждане как все, а усмиренные мятежники», - говорит жж-юзер holmogor, и, затем, комментирует: «В случае криминальных разборок кавказцы давно уже взяли себе за правило действовать "по беспределу", поскольку "им можно". А русским, соответственно, нет. Похоже что теперь русская братва, там где это действительно братва, а не доведенные до отчаяния граждане, объясняет, что понятия писаны для всех. Совсем  не лишнее знание». Ему вторит, например, жж-юзер vlad-tor: «Чебуреки у себя дома на Кавказе устроили ад кромешный, и жить там сами по себе, по своим звериным законам не могут. Теперь эти свои звериные порядки собираются активно внедрять на территории русской России… Русские жители г. Кандопоги, проявив высокое гражданское сознание и мужество – низкий поклон им за это – сожгли нафик гнездо чеченской мафии ресторан «Чайка» и все кавказские палатки на рынке города. Кавказцы как класс покинули Кандапогу».

В блогах на mail.ru пользователь cezarikus, вслед за ЖЖ-юзером krylov, называет происходящее «настоящей войной против русского народа», а о причинах говорит следующим образом: «Источником конфликтной во всех без исключениях перечисленных мною кондопогах таки являются кавказские общины. Корень зла - синдром двойной лояльности (приоритет законов собственной общины перед законами РФ) и эффект двойной морали (отношение ко всем национальностям, кроме своей, по принципу остаточной справедливости). Даже в тех случаях, когда эти люди занимаются не рэкетом, бандитизмом или торговлей наркотиками и паленой водкой, а мирным бизнесом, они делают это
а.) При активной силовой поддержке криминальных элементов из своей диаспоры,
б.) Без учета интересов коренных жителей,
в.) С оглядкой только на конкретных лиц из местных властей, но никак не на законы страны, в которой живут. В итоге это приводит к выдавливанию коренных жителей из и без того скудной экономики их малой родины».

К этой же части спектра можно отнести мнения поборников конспирологических теорий сознательной и последовательной исламизации России. Например, жж-юзер kirillfrolov находит причины событий именно в этом, и пост на эту тему в его журнале называется «Карелия была полигоном «русского ислама»».

В отдельную группу можно выделить мнения, где предлагается поискать бревно у себя в глазу и события объясняются инертностью русского человека (жж-юзер weissekatze) или уходом от традиционных ценностей (жж-юзер arkadiy_maler основываясь на мнении отца Андрея Кураева).

Совсем о других причинах говорят интернетчики, относящиеся к третьей группе. Здесь речь идет о том, что, да, существует проблема этнических криминальных групп, но ее решение не следует доводить до уровня «национальной борьбы», а следует оставить в рамках законодательства, что не противоречит тому, чтобы судить убийц по всей строгости закона и противостоять кавказскому криминалу.

Даже внутри этой группы нет единства касательно сценария произошедшего, потому что часть говорит о «криминальной разборке», другая же – о «простых парнях, попавших под раздачу». Но причины для этих пользователей ясны – власть, которая смотрит сквозь пальцы на коррупцию в своих рядах, на разгул преступности (в том числе и «этнической»), на рост ксенофобских настроений. Или даже напрямую способствует всему этому. Мнения этой категории неоднородны - в том числе и по степени радикальности. В качестве примера одной из крайних точек зрения в этой категории можно привести цитату из поста Валерии Новодворской (жж-юзер vnovodvorskaia): «Я думаю, что это только начало. Власть разжигает межнациональную ненависть, учит русских ненавидеть всех представителей национальных меньшинств и по сути дела, готовит народ к погромам. В Краснодарском крае это уже вошло в национальную доктрину по отношению к армянам и туркам-месхетинцам. В Москве взрывают рынки, в Петербурге просто убивают людей из-за их национальной принадлежности. Мы сейчас на шкале времени в Германии 1938 года. Это год «Хрустальной Ночи», то есть год массовых погромов. А что дальше? Дальше были газовые камеры и крематории».

Жж-юзер Weissekatze: «И, наконец, еще один фактор - нынешняя власть (Единоросская власть). Нынешняя власть (прямо как заправский криминалитет) никому неподотчетна, действует только по своим законам, которые сама нарушает как хочет, не терпит альтернативы, жестока и авторитарна».

Примерно по такому же принципу делятся и предложения – что же, все-таки, делать. Holmogor приводит цитату из tor85 (он же vlad_tor), полностью с ней солидаризируясь: «Русским в России необходимы: а) Выборный институт шерифов; б) Реально работающая "муниципальная полиция" - подчиненная непосредственно структурам самоуправления; в) Законное право граждан на оружие; г) Народные дружины,  т.е. "милиция" - вооруженный народ. И, быть может, самое главное: Вступление ЗАКОНА О МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ, который успешно саботируется по всей России».

Надо заметить, что подобные призывы в некоторых пунктах повторяют решения кондопожского «схода».

Аркадий Малер (жж-юзер arkadiy_maler) призывает к возвращению в лоно традиции: «Поэтому как только мусульмане (и все остальные иноверцы) увидят, что русские люди чтут свою Традицию, они начнут уважать самих русских людей - это аксиома социальной психологии».

О возвращении к православным корням и обращении иноверцев говорит и Кирилл Фролов (жж-юзер kirillfrolov): «Православный русский национализм. Демаргинализация русского национального движения путем его возвращения на пути тысячелетней русской православной имперской культуры. Государственное Православие, стимулирование русского демографического реванша через усвоение религиозных ценностей, ибо только они оправдывают деторождение и многодетность. Интеграция и ассимиляция мигрантов через принятие Православия (изучение русского языка недостаточно, полно русскоязычных русофобов). Этот путь сложный, затратный, но единственно возможный».

Те, кто ищет причины случившегося во власти, в основном призывают к двум вещам: а) жесткому контролю за исполнением законодательных предписаний (в т.ч. «кавказскими криминальными структурами»), б) изменению структуры власти как в высших эшелонах, так и на местах.

Следует сказать, что между видением проблем и методами решения нет стопроцентного соответствия. Иными словами, если пользователь видит проблему в мигрантах как таковых, методы, им предлагаемые, могут содержать и призыв к народному бунту, и стремление изменить миграционное законодательство, и предложение «вернуться к корням».

Общий круг предложений по решению проблемы очерчен, теперь можно попытаться предположить, что выйдет в случае, если некоторые из них будут приняты – населением или властью.

Прежде всего, как было сказано в резолюции, возникшей по результатам кондопожского «схода», следует «Поставить ситуацию в Кондопоге на контроль властей Республики». Власти же республики, в свою очередь, должны работать исходя из существующего законодательства. Поэтому выполнять другие требования «схода», а именно «Лишить кавказцев всех торговых точек в городе. Созвать внеочередную сессию городского совета, выступить с законодательной инициативой о лишении права кавказцам проживать в республике» ни в коем случае нельзя в связи с неконституционностью этих требований (стоит ли в этом контексте говорить о «призыве женщин Кондопоги», где разжигание межнациональной розни осуществляется чуть ли не в каждом предложении). 

Народные дружины и выборные шерифы могут возникнуть только в том случае, если власть распишется в собственной некомпетентности по вопросу, который она должна решать в первую очередь – по безопасности граждан. Кроме этого, создание подобных институтов осложнено тем, что вряд ли за ними будет организован необходимый контроль, что необходимо, если мы не хотим появления альтернативной власти. Так что такой вариант представляется а) нереальным в рамках существующей властной системы, б) откровенно вредным, поскольку наличие «дружины» чревато, например, регулярными «народными судами» на незаконных основаниях (характерный пример – американские дружины Ку-Клукс-Клана).

«Национальное возрождение» не может решить проблему приезжих, поскольку приведет к ужесточению и увеличению частоты конфликтов, а, значит, и к новым жертвам. Представим, что бармен «Чайки» звонит «своим», а посетители – «своим». Машин – в два раза больше, крови – соответственно.

Более рациональным представляется призыв к бойкоту. Если двое всегда дерутся, когда встретятся, - их надо разводить по разным углам. Другой вопрос, что подобное положение дел отнюдь не сделает российское общество открытым и свободным от предрассудков, хотя подобный призыв является вполне законным. Кроме того, если раскрутить эту ситуацию дальше, до максимума, то очевидно, что тот же бойкот может быть объявлен и на Кавказе.

Нельзя не согласиться с интернетчиками, говорящими о коррумпированности власти, о том, что проблема лежит именно в плоскости исполнения закона, а не в самом законе. Преступные группировки, собранные по этническому принципу, – не новость для страны. Естественно, что, как и любая другая преступность, положительных чувств у простого населения они не вызывают. Негатив помножен на свойственную для человека нелюбовь к «другому». В случае Кондопоги негатив еще и возведен в квадрат внешними воздействиями, например ДПНИ. Именно поэтому эту необычайно важную для страны проблему (представляется, что число кондопог будет расти если не в геометрической, то уж точно в арифметической прогрессии) государству надо противостоять любым проявлениям «теневой» власти бандитов - вне зависимости от их национальности. Не забывая при этом о роли ДПНИ как фактора разжигания межнациональной розни. Подобное поведение как частных лиц, так и общественных организаций, во избежание повторения кондопожских событий, должно пресекаться заблаговременно.

Ни в коем случае нельзя отвергать фактор истории и нынешнего состояния этнических взаимоотношений как несуществующий и работать в связи с этим. Но если бы отнюдь не плохие законы Российской Федерации исполнялись в полном объеме, «другой» воспринимался бы не с молниями в глазах и скрипящими от ненависти зубами, а с добродушной улыбкой, как после анекдота, о том, как встретились как-то русский, немец и поляк.

См. также:

  • Лейбин. Кто "развел" жителей Кондопоги
  • Долгин. Что произошло в Кондопоге?
Варшавер Евгений
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).