будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
выборы мэра Москвы
Ноябрь 13, 2025
Страна
Жаворонков Симон

Как сорвать честное голосование

Как сорвать честное голосование
vyb-1009-1
Избирательный участок. Источник: Фото: vremyan.ru

Выборы мэра Москвы на «моем» избирательном участке прошли кристально честно, максимально открыто и по возможности дружелюбно. Правда, конкретно в рамках этого участка Собянин не то, чтобы набрал 50 процентов, но даже отстал от Навального на целых пять. Впрочем, центр города всегда настроен оппозиционно-либерально.

Довольно скучно рассказывать о том, как проводилось честное голосование — достаточно прочитать закон, там, в принципе, все написано. Зато, отработав от момента объявления выборов до передачи результатов в ТИК, я стал намного лучше понимать, как можно испортить жизнь вполне хорошо и честно настроенной избирательной комиссии.

Начать можно с начальства. К провалу голосования может привести элементарная неграмотность комиссии. В 2013 году в Москве были впервые сформированы участковые избирательные комиссии сроком на пять лет. Причем, в зависимости от района, от трети до половины руководителей и секретарей комиссий — совершенно новые люди в системе. С одной стороны это означает, что они не умеют ловко фальсифицировать голосование. С другой — они не умеют и организовывать это самое голосование.

 

Секретарей и председателей, конечно, собирали на лекции и семинары, рассказывали, что к чему, но этого явно было недостаточно. Московская городская избирательная комиссия издала Рабочий блокнот УИК для мэрских выборов — он, в теории, должен описывать каждый мельчайший шаг комиссии. Но в этом блокноте оказалась куча белых пятен. Более того, в нем нет ни одной ссылки на закон, так что для уточнения какого-нибудь вопроса приходится перелопачивать несколько законов, а желательно еще и инструкции ЦИКа. Вдобавок этот Рабочий блокнот написан для участков без КОИБов (электронных урн), а ими в Москве было покрыто от четверти до трети комиссий.

Если комиссия не имеет четко отрепетированного плана работы на день голосования, то начнутся путаница и заминки, а наблюдатели резонно воспринимают это как один из признаков фальсификации.

На помощь запутавшимся участковым комиссиям, сами того не зная, пришли общественные организации — «Голос», «Гражданин наблюдатель», «Сонар» и «Росвыборы». Написанная ими «Дорожная карта» наблюдателя, в которой подробно и со ссылками на законы прописан каждый шаг участковой комиссии, очень помогала быстро ориентироваться в процедурных вопросах и не пропускать многочисленные мелочи.

Конкретно на «моем» участке территориальная избирательная комиссия установила дополнительную «мину». Уже лет десять как мои соседи ходили голосовать в близлежащий музей, а тут внезапно было принято решение организовать участок в достаточно неудобно расположенной школе. Вдобавок на втором этаже. Несмотря на развешанные по всему району плакаты, несмотря на приклеенные по округе указатели, люди, конечно, путались. Особенно неприятно с пенсионерами: им достаточно тяжело ходить и путь от музея до школы, который у меня занимает от силы пять минут,  для них же оборачивается настоящим изматывающим приключением. А в конце их ждал еще и подъем на второй этаж.

Достаточно быстро весть о том, что место для голосования перенесли, неизвестно куда распространилась по «социальным сетям» пенсионеров, из-за чего у нас, вполне вероятно, упала явка. Впрочем, даже в таких условиях люди показали себя с хорошей стороны: на участок пришли почти 31,8% избирателей, всего на несколько десятых долей процента меньше, чем в среднем по городу.

Также именно территориальные избирательные комиссии, в случае массовых фальсификаций, выступают проводником приказов о задействовании вбросов, каруселей и прочих технологий. Однако в Москве последние два года таких приказов, насколько известно, не поступало.

В целом же территориальная комиссия обычно старается помочь в проведении выборов. Другое дело, помощь эта иногда выглядит немного нелепо. 

 

Угроза чистоте голосования, как ни странно, может исходить и с противоположного фланга — наблюдательского. Когда я на пять лет шел в избирательную комиссию, моей целью была именно работа по организации голосования. Но некоторые приходят лишь для того, чтобы организовать жесткий контроль, а это, понятное дело, всех напрягает.

Наблюдение за выборами — нечто вроде моего хобби, я начал заниматься этим в 2005 году, когда были выборы в Мосгордуму и довыборы в федеральный парламент от еще существовавшего тогда Университетского округа, по нему в Госдуму пытался пройти Шендерович.

Обычно я попадал на очень мирные участки, где комиссии действовали четко и, в целом, по закону. В 2011 году я, наконец, столкнулся с фальсификаторами. Мы с коллегами-наблюдателями даже смогли остановить злонамеренных членов комиссии. Вместо вброса у нас в итоговом протоколе появились 35 унесенных бюллетеней: «химичить» с цифрами люди начали, но до конца дело не довели. 

В 2012 году меня назначили уже не наблюдателем, а полноправным членом комиссии — причем на мой родной участок. Хоть я и был членом комиссии, но особо не принимал участия в организации выборов, коллектив попался сплоченный, опытный и работающий как часы. Понятно, что при желании они могли вбросить нужному кандидату хоть 5 тысяч бюллетеней, но, во-первых, такой установки в марте 2012 года никто не давал, а во-вторых, председатель вместе со всей своей комиссией решил расстаться с выборами и больше их не организовывать — ему хотелось уйти красиво, проведя голосование идеально. Фактически так и получилось — претензий ни у кого не было.

Каждый раз перед выборами я ходил на специальные лекции и слушал там умных людей. Стратегии поведения преподносится, в целом, две. Одна  — идти на участок как на фронт, ни шагу назад, соблюдать закон до запятой, требовать пересчета из-за мельчайшей оплошности и вообще всячески «доставать» комиссию. Такая стратегия мне кажется изначально ущербной, я совершенно не понимаю, как можно практически сутки провести в одном помещении с людьми, которые тебя ненавидят. Однако многие наблюдатели уверены, что именно так и стоит себя вести — как правило, они и оказываются выгнаны с участка, причем иногда заслуженно.

Я обычно придерживаюсь другой стратегии — пытаюсь сотрудничать с комиссией, закрывать глаза на мелкие нарушения закона, которые оправдываются отчасти запутанностью этого документа, отчасти сложившимися обычаями. В конце концов, понятия «дух закона» никто не отменял. При этом, конечно, никто не отменяет необходимости сражаться с нарушениями, которые могут исказить результаты выборов.

Со мной, благо, работали не слишком параноидальные наблюдатели. Они с пониманием относились к тому, что очередной акт пока не заверен из-за отъезда необходимого человека с переносной урной на очередной круг голосования на дому, и готовы были подождать с выдачей заверенной копии этого акта час-полтора.

Хорошая избирательная комиссия сможет увернуться от ударов с обоих флангов — и со стороны ТИКа, и со стороны наблюдателей. Но это, конечно, не значит, что стоит ее лишний раз испытывать и приходить скандалить по мелочам. Даже с этими страшными людьми можно поговорить спокойно — чаще всего это помогает.

Жаворонков Симон
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).