будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
РПЦ мигранты русские националисты национальная политика
Май 13, 2025
Страна
Муравьев Алексей

Как спасти русского утопающего

Накануне Русского марша во имя Народного Единства некоторые люди готовились к шествию, иные отказывались, сочувствуя в душе, а третьи считают, что нужно украсить канун нового праздника пророчеством и грозным предостережением. Не удержался и предстоятель РПЦ, подключившийся к нестройному хору национально мыслящих граждан, и пожалел русский народ, который утесняют приезжие инородцы. Этот народ не пускают в бизнес и в политику, отчего он, народ, вянет и киснет, а паче того, ярится на нужных нашей экономике инородцев. Уже и политики, и философы и актеры скорбели о несчастной русской доле, но видно, понадобилась тяжелая артиллерия. Поэтому, придется ступить на скользкий путь рассуждения о вопросе, который не имеет, кажется, простого решения – о том, что случилось с русским народом и как он дошел до такой жизни.

Главным тезисом патриарха Кирилла стало утверждение, что русское большинство страдает, пока ходящие аки лев вокруг него провокаторы вершат свое черное дело и сталкивают лбами «религии и этносы». Прочитав этакую фразу, хочется понять только одно: при помощи каких устройств спичрайтеры патриарха оценивают то, что происходит в нашем отечестве. Здесь есть три элемента схемы: добрые правители, пассивное русское большинство и злые провокаторы. Схема, старая как мир и не имеющая никакого отношения к тому, что происходит в обществе.

Инструментальность ее понятна – надо отвратить недовольство «пассивного большинства» от начальства и направить его на злых провокаторов. Во времена культа личности они назывались врагами народа и вредителями. Потом - антисоветчиками и «чуждыми элементами», и наконец в новейшие времена появились «провокаторы».

Теория вредителей есть теория конспирологическая от начала и до конца и особой разницы между разными конспирологиями нет. На самом деле никакого заговора нет, и эти «провокаторы» просто ловят импульсы, имеющиеся в обществе. В этом смысле болельщик-провокатор «Спартака» в Ярославле, выкинувший флаг со свастикой, правильно уловил импульс – есть такой запрос в обществе. Это грустно и неприятно, но он есть. Вопроса тут два: откуда он берется и что с этим на самом деле делать.

На первый вопрос ответить проще: он берется из обломков той рамки, в которой существовал советский человек. Эта рамка была, в свою очередь, слеплена из разных исторических и этнических конфликтов, решение которых застряло на каком-то этапе. Пытаться распутать эти нераспутанные противоречия бессмысленно – условия уже другие. Да и само понятие «русские» изменило прописку, теперь оно культурное, языковое – какое угодно, но не этническое. Этносы в старом смысле исчезли под натиском открытий генетики и лингвистики. Поэтому «русские марши», антиазиатские погромы, движения болельщиков на самом деле никакого отношения к «русскости» не имеют.

А имеют прямое отношение к социальному перестраиванию общества, которое неизбежно сопровождается перестраиванием идентичностей. Гастарбайтеры из Средней Азии или приезжие с Кавказа возникают в фокусе этого перестроения по причине плохого знания русского языка, которое сочетается с нравами гор или степи. В степи и в горах чужой (человек иной веры и иного обычая и языка) – не вполне человек, он – конкурент за ресурсы. А оседлый человек равнины живет на открытом пространстве и готов делить пространство с присельниками.

Русская стихия – лес, поэтому русские терпимы к пришельцам, но ровно до тех пор, пока пришельцы не начинают вырубать лес и устанавливать в нем законы степи или гор. Русский протест – стихийный, поэтому привязать к нему идеологию не получается, и все потуги националистов сделать это по немецким лекалам обречены на неудачу. Рамка не пускает. Запрос на переупорядочивание пространства есть. Но не через национализм, а через сильное государство, как это ни странно. Слабое государство, которое есть у нас, как раз и производит ту кашу, внутри которой зреет стихийный «лесной» протест. Сильное государство для русской культуры – это государство, умеющее установить жесткую рамку.

Итак, теперь осталось понять, что с этим делать. Делать тут можно много разного. Прежде всего – законодательное обеспечение интеграции приезжих и обеспечение выполнения этих законов. Если государство сможет выгородить для них жизненное пространство и установить шлюзы интегрирования, создать адаптационные барьеры между нашим лесом и их обычаями, то немедленно исчезнет почва для стихийного протеста. Изнутри же не существует никакого другого регулятора нашего общества кроме религиозного. Поведение нашего человека регулируется религиозными механизмами, хочет он этого или нет. Религия для русского человека – это, прежде всего, этическая и бытовая инстанция нормы. «Вера велит – вера не велит». Поэтому церковь, которая не генерирует норму, а встраивается и подстраивается под существующую «кашу», быстро перестает восприниматься как правильная. Она отторгается на уровне соответствия социальному месту.

Тоска людей по «советским временам» - есть тоска по советской религии, построенной на понятной понятийной шкале, со вполне понятными задачами и необременительным культом. Такую религию восстановить уже невозможно, а поставить в эту функцию православную традицию можно попытаться. Но придется избавляться от архаического антуража, который непонятен народу и энергозатратен.

Дело в том, что у реформированного Никоном и Петром I православия есть главное функциональное свойство – зависимость от власти и готовность обслуживать ее задачи. Дореформенное православие 15-17 вв. содержало в себе потенциальные возможности разного развития, включая и независимое от государства, но после реформ осталась только одна опция. Эта трансформация в 18-19 вв. породила отторжение массы народа от синодальной церкви и создала предпосылки для массового «атеизма» перед и поле переворота 1917 г. А этот «атеизм» освободил человека от этических барьеров, развязал его от семьи, обязанностей и долгов.

Советская религия (сакральные понятия советского строя, святыни коммунизма, классики и вожди и т. д.) была средством внести русских обратно в поле религиозной этики, но без особенных успехов. Проще говоря, желание расправиться с инородцами (жидами, «черными», «провокаторами») есть прямое следствие этого «атеизма», и одними политик-административными средствами, о которых мы говорили выше, этого не решить. Нужно вернуть людям религиозную рамку, но такой готовой нет. Современное православие не может предоставить готового решения без внутренней кардинальной перестройки.

Можно вполне ответственно утверждать, что ресурс «вертикальной церкви» на нашем религиозном поле почти исчерпан и будущее – за горизонтальным развитием по типу русского беспоповства, но с глубокой интегрированностью в общество и ответственностью. Роль духовного руководителя упадет до некоего минимума, а роль общинных структур возрастет до максимума. Только при такой форме религиозной организации, как это ни горько слышать традиционным православным людям, можно будет вытянуть русского человека вместе со всеми народами, которые входят в него глубоко и тесно, из глубокого болота, в котором он находится. И дело, конечно, совсем не в том, что русских «зажимают» и им «не дают». Это все вторично. Дело в отсутствии у русских по большей части того созидательного и инициативного духа, который всегда происходит из сочетания правильной религиозной организации народа, свободной и адаптивной формы его жизни и традиционности, сиречь, связи с отцами и дедами.

Ходить для этого на демонстрации (они же по-новому «марши») – это часть отжившей советской религии митингов и демонстраций. Весь вопрос на самом деле в религии, а уже потом в администрировании. Поэтому интерес патриарха вполне закономерен, но рычаги уже давно болтаются на свободном ходу и заявлениями о «бедных разнесчастных» русских делу не поможешь. Скорее наоборот.

Муравьев Алексей
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).