будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
старообрядцы
Июль 8, 2025
Страна
Муравьев Алексей

Как вернуться с войны-2

Как вернуться с войны-2
nikon
Церковный Собор 1654 года (Патриарх Никон представляет новые богослужебные тексты). Источник: Фото: wikipedia.org

После моего прошлого высказывания я получил некоторые отклики и понял, что меня можно было неверно понять. Когда у меня говорилось о старообрядчестве в связи с неоконченной войной, его функцию поняли неверно. Вместо простой мысли мне приписали примитивную. Но на это я не подписывался и такой мысли не думал.

Когда я процитировал Бориса Акимова и написал, что в поисках стороны для примирения надо обратить взор к старообрядцам, я имел в виду тот факт, что разрыв общественного мира произошел примерно три столетия назад, этот разрыв надо как-то исправить, затянуть. То есть, произвести символическое действие, не связанное напрямую со сменой идентичности, а связанное с размышлением над фактом гражданской войны. Гипотетическое место разрыва консервируется в особых хранилищах, депозитариях, одним из которых являются старообрядцы, поскольку именно в их ценностных шкалах многие спорные и утраченные вещи по-прежнему стоят на высших позициях.

Теперь про то, что, собственно, произошло в момент слома. Если не вдаваться в сложно устроенные богослужебные подробности, то выходит примерно такая картина. После большой национальной катастрофы начала века, известной как Смута или Смутное время, в обществе наметилось разделение. Все хотели покончить с кризисом, для чего государство консолидировало людей через церковь и религию. Но тут просроченной оказалась церковная мобилизация времен раннего правления Иоанна Грозного, выраженная в общенародных канонизациях Московских Соборов, когда множество локальных русских святых было объявлено всенародными, а Московская Русь – единственной хранительницей веры (на тот момент так и было – греки и славяне жили под турецким игом).

 
Фото: wikipedia.org

Памятником этой мобилизации высился Стоглавый Собор, ссылка на который обозначала высокий стандарт, высокую роль и высокую ответственность Русского православия. Но при Смуте возникла альтернативная точка зрения, принесенная на Русь на польских штыках. Ее можно назвать «вселенством» или своего рода западничеством. Ее смысл был в подчеркивании несамостоятельности Руси и необходимости копирования западного (немецкого и польского) опыта. Дескать, у нас все неверно, наперекосяк, сами мы ничего не можем. Поэтому надо просто копировать западный опыт и обычаи. Конечно, не так грубо – осознание, что чужое лучше, чем свое, формировалось в течение некоторого времени. А разочарование в своем государстве и обществе копилось исподволь.

Первый тип реакции на вызов и национальный дефолт – гипермобилизация. Появились патриоты и деятели, которые подключались к государственному строительству через религию – такое общество было. А второй тип реакции был связан с усиливающимся чувством досады от идущего вокруг неустройства. И на заденем плане была идея, что неудачное завоевание поляками – это шанс на «евроинтеграцию».

И первый и второй тип порождал своего рода реформаторов. Только если первые боролись за нравственность и за церковную строгость, за просвещение и рациональность в рамках национального государства, то вторые стали бороться за управляемость и интеграцию Руси в западные пакты, т.е. за имперский проект. Главным западным проектом на то время была католическая уния и включение юго-западных земель в орбиту Речи Посполитой, в которую входили Киев, Чернигов и Смоленск, а границы которой проходили по тверским землям. В ответ на этот пакт у реформаторов возник зеркальный проект – создание восточного имперского пакта со столицей в Константинополе-Стамбуле. Обычно этот проект называют «греческим».

 
Восстание соловецкого монастыря.  Фото: wikipedia.org

Подобно тому, как в основе Западной империи были две унии (церковная, Брест-Литовская, и политическая, Любинская), так в основу Восточного проекта решили положить церковную унию Востока – объединение подтурецких греков и южных славян с Московской Русью. Но в отличие от католиков, которые именно Римскую кафедру и ее обычаи ставили во главу угла, у русских, именно у царя Алексея Михайловича и патриарха Никона (Минова), возник комплекс церковной неполноценности. В этот комплекс вложились и иезуитские миссионеры, и осмелевшие греки, но его основа – именно важная русская черта – беспочвенности и неуверенность в своей состоятельности. Таково все русское «европейничанье», как называл это Данилевский.

Придумали доселе не существовавшую концепцию «вселенского православия», которая есть зеркальное отражение католической концепции «Костел всесвятный» (Ecclesia Catholica Universalis). Такое новоизобретенное «вселенство» сразу снижало и ответственность, и ценность русских церковных обычаев и позволяло долбить противников – сторонников национального пути и московской церковной старины – как «замшелых» и «диких» провинциалов. Комплекс провинциальности подпитывался и украинскими епископами, многие из которых были выпускниками иезуитских коллегиев.

Инициативы гетманов Косинского и Сагайдачного предполагали и активное «перемешивание» украинского и московского типов православия, которые к тому времени уже довольно сильно различались. Задача Русской Церкви стала формулироваться совсем иначе: из гаранта и единственного хранителя православной веры она превратилась в паровоз модернизации самой веры, церковных обычаев и христианского быта. Такое переформатирование неизбежно захватывает эсхатологию – учение о последних временах. Так устроено православное мировоззрение, что начни изменять символические коды, как все становится ясно, что вот и Антихрист пришел. Он, собственно, и пришел. Война, которая началась со стороны государства против своего же народа, не желавшего менять коды, была одним из самых тягостных предприятий новой власти. Гитлер убивал евреев и цыган – они были для него чужими. А тут врагами стали свои, которых объявили неправильными за то, что они не подчиняются и хранят благочестивые обычаи предков. Большая часть населения попала в маргиналы. Естественно, постепенно, под нажимом государства большинство склонилось на сторону власти. Но были те, кто продолжил сопротивляться.

Вернемся на шаг назад. Второй выход, как мы говорили, состоял в постепенном возвращении смысла в рутинизированную русскую религиозность. Эта революция смысла была похожа на ту смысловую переакцентировку, которую в 15 в. совершили немецкие и швейцарские протестанты. Разница была в том, что у русских эта революция была модернизирующей по содержанию, но консервативной по форме, а у протестантов – модернизирующей и вне, и внутри. У нас протест задавили полицейскими мерами, а немцы дали развиться ему в полноценную систему социального дисциплинирования. Протестантизм – это вообще про дисциплинирование. У нас оно произошло в среде старообрядцев, а в масштабе всей страны сорвалось как раз из-за войны. Государство стало воевать с самой мотивированной частью народа, отнимая у него свободу религиозного исповедания и оформления жизни. К чему это привело мы знаем – война вошла в нашу плоть и кровь. 

Повышение позиций сайта в поисковой выдаче так же является важным элементом, т.к. продвижение сайтов дело важное и ответственное.

Муравьев Алексей
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).