будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 18, 2025
Страна
Гриценко Григорий

Как выжить Калининграду

Недавно обретшая нового губернатора Калининградская область – регион, постоянно приковывающий к себе пристальное внимание аналитиков. Этот интерес обусловлен, прежде всего, богатым историческим прошлым области, способом попадания ее в состав СССР (а потом, соответственно, и России), а также ее ролью и местом в системе отношений с Европой в целом и государствами Восточной Европы в частности. Такой подход имеет право на существование, но сейчас регион нуждается в более приземленном взгляде - анализе путей выхода из отнюдь не блестящей экономической ситуации – с учетом опыта прошлого и реалий современной политической карты Европы.

Историческое прошлое, о котором здесь пойдет речь, никак не связано с могилой Иммануила Канта, доставшейся нам в качестве военного трофея от старых хозяев Калининградской области, называвшейся раньше Восточной Пруссией. Это прошлое интересует нас потому, что не так давно (по историческим меркам) Восточная Пруссия находилась точно в таком же положении по отношению к соседним Польше и Литве, в каком сейчас находится Калининградская область.

Напомним, что по условиям Версальского мирного договора 1919 года из частей трех бывших империй – Российской, Германской и Австро-Венгерской - было воссоздано Польское государство, и были признаны независимыми отделившиеся от России Литва, Латвия и Эстония. В результате от центральной части Германии оказалась отрезанной Восточная Пруссия, не имевшая теперь общей границы с основной территорией страны и вынужденная общаться с ней с помощью морского пароходного сообщения или через так называемый Данцигский коридор, соединявший Польшу с Балтийским морем. Именно эта проблема сухопутных путей, соединявших Восточную Пруссию с остальной Германией, и стала в свое время поводом для предъявления Германией претензий к Польше, когда к власти пришел Гитлер и началась милитаризация германской экономики. Немцы тогда потребовали от Польши создания экстерриториальных железнодорожных и шоссейных магистралей через Данцигский коридор, по которым можно было бы переправлять в том числе военные грузы, а также присоединения вольного города Данциг (нынешний Гданьск). Поляки, естественно, отказали, что и явилось одним из поводов к началу Второй мировой войны.

История, к сожалению, повторяется, и отрезанная от основной России территориями Литвы и Белоруссии Калининградская область сейчас вынуждена общаться с основной частью страны или морскими путями, или воздушными линиями, или используя автомобильные и железные дороги, отнюдь не являющиеся экстерриториальными. Поэтому грузы и пассажиры должны иметь разрешение на транзит от властей этих двух стран, подвергаются досмотру и имеют риск быть задержанными на границе и отправленным восвояси. Такая ситуация, естественно, чревата конфликтами.

Дело осложняется тем обстоятельством, что Калининградская область не является “исконно российской территорией”, на которую у нас есть все права. Территория Восточной Пруссии была захвачена войсками Советской Армии во время Второй мировой войны и после была присоединена к СССР по воле победителя, использовавшего для объяснения своих действий отвлекающую формулировку – “чтобы окончательно уничтожить оплот прусского милитаризма”. Прусский милитаризм был действительно уничтожен, однако оплот остался – но теперь уже как советских, а потом и российских вооруженных сил. Еще во времена СССР на территории Калининградской области были дислоцированы ударные силы Советской Армии и Военно-морского флота, готовые к нанесению ответного удара в случае начала враждебных действий со стороны агрессивного блока НАТО. А теперь, когда враждебность поутихла, в области продолжает находиться масса воинских частей и соединений, вызывающих постоянное раздражение бывшего военного, политического и экономического союзника СССР – Польши. Которая, став теперь уже участником НАТО, с опаской относится к присутствию российских войск на российской же территории.

С геополитическим аспектом оказывается прямо связанной экономическая ситуация в области. Она далеко не блестящая, и произошедшая сейчас замена старого губернатора Егорова новым – Боосом - достаточное тому подтверждение. Адмирал Егоров не справился с вверенной ему территорией, и от его услуг пришлось отказаться. Но вот что будет делать новый губернатор – тоже большой вопрос, так как на маленькой площади, зажатой со всех сторон враждебным окружением, сильно не разгуляешься. А все наиболее популярные опыты власти – начавшееся превращение области в сборочную площадку импортных товаров и готовящееся создание свободной экономической зоны - большого успеха не имели и иметь не будут. Потому что внутренний рынок сбыта очень маленький, а внешний, который, казалось бы, рядом – окружен таможенными заборами. Инвестору, российскому или иностранному, на территории Калининградской области делать практически нечего: в самом деле, зачем везти комплектующие и материалы в Калининград и собирать из них готовое изделие? Чтобы потом снова отправлять его дальше, на “большую землю”, для последующей реализации? Но тогда не проще ли сразу организовать сборку поближе к местам конечного потребления, вместо того чтобы мучиться с транзитными перевозками, считая, что экономия на налогах компенсирует расходы на транспортировку и разгрузку-погрузку? Поэтому если говорить о развитии области, то его придется проводить не с помощью каких-то налоговых манипуляций, а реальными капитальными вложениями из Центра. Иначе результат пребывания у власти Бооса будет такой же, как у его предшественника.

Ресурсы для инвестиций у федерального Центра сейчас есть и, что самое главное, в Калининградской области существуют проекты, для реализации которых они очень нужны. Эти проекты условно можно назвать “энергетическая независимость” и “конверсия вооруженных сил и военной промышленности”.

Первый проект необходим потому, что сейчас все энергетические ресурсы область получает из России транзитом через то самое враждебное окружение, о котором много говорилось выше. Есть возможность избавиться от его влияния, которую дает разработка нефтяных месторождений на шельфе Балтийского моря, недалеко от территории области. Видимо, одновременно имеет смысл построить мини-НПЗ, работающий на добываемой нефти, и реконструировать и построить теплоэлектростанции, использующие в качестве топлива мазут, который является отходом переработки нефти. Конечно, с нынешними ценами на нефть – это дорогой вариант, но в данном случае решается вопрос независимого энергообеспечения, который является в большей степени политическим, чем экономическим. Поэтому на определенные жертвы все равно придется идти, тем более, что сжигать природный газ для производства тепло- и электроэнергии, как это делается сейчас, так же дорого и не очень эффективно.

Второй проект значим потому, что на территории области находится множество объектов военного назначения, - их можно было бы конверсировать в гражданские предприятия. Самым известным является военная судоверфь “Янтарь”, которую наверняка можно приспособить под нужды базирующегося в портах области большого рыболовецкого флота. Как это сделать и сколько это будет стоить – вопрос для конкретного обсуждения. Однако ясно, что конверсия военной верфи, которая еще длительное время не сможет рассчитывать на постоянный и хорошо оплачиваемый государственный оборонный заказ, в гражданскую судоверфь, на услуги которой будет постоянный спрос со стороны рыбаков и транспортных компаний, – проект самоочевидный. Кроме этой верфи, в области наверняка есть множество менее известных военных объектов, которые тоже могут поменять профиль и из дотационных сделаться хотя бы самоокупаемыми.

В случае реализации этих проектов на остальные - действующие или только готовящиеся - можно уже не обращать внимания. В конце концов, численность населения области не такая уж и большая, чтобы за счет вливания федеральных ресурсов нельзя было выстроить эффективно функционирующее хозяйство, действующее без налоговых подпорок и костылей. Тогда и без вмешательства центральной власти все пройдет успешно - главное, чтобы не подкачали федеральные объекты. Они задают контуры структурной перестройки экономики области и поэтому оказывают подавляющее влияние на весь остальной бизнес.

См. также:

  • Гриценко. Местные ресурсы – под надежный контроль
  • Гриценко. Откуда растет экономика Украины
  • Гриценко. Российский выход из европейского тупика
  • Гриценко. Смысл Европейского Союза
Гриценко Григорий
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).