День рождения для оппозиционного активиста Виталия Шушкевича закончился не очень весело — его, сочувствующих и случайных прохожих забрал ОМОН. Полуофициально — из-за сообщения о вроде бы поступившем сигнале о наличии огнестрельного оружия в компании оппозиционера. Совсем неофициально — за то, что активист снимал акцию антифашистов и анархистов в Химках. За что пострадали остальные граждане неясно. Впрочем, российские власти привыкли использовать немотивированное избыточное насилие. Как будто желая расширения базы для деятельности несистемной оппозиции. В странном задержании вместе с ОМОНом участвовал корреспондент «Полит.ру» Михаил Захаров.
Когда мне предложили пообщаться с коллегами-журналистами, я с удовольствием согласился. Когда же сообщили, что повод для общения — день рождения известного интернет-пользователя и политического активиста Виталия Шушкевича, пыл немного угас. С Виталием я однажды виделся и на протяжении пары часов доказывал ему, что деятельность несогласных бессмысленна, пообещав продолжить разговор. А настроения делать это в пятницу и на московской жаре не было. Впрочем, на месте отмечания близ метро "Китай-город" обнаружились две активистки самых что ни на есть провластных молодежных движений — Мария Дрокова из «Наших» и защитница отечественного автопрома Мария Сергеева. Вечер обещал быть наполненным, дискуссия — оживленной.
Активистки покинули день рождения быстро. Вместо них появились люди в масках и с автоматами. «Всем лежать, работает ОМОН!» - раздался звучный голос, и все легли. ОМОН отобрал людей по половому признаку и отправил мужскую часть в автобусы, которые, в свою очередь, отправились в отделение. О том, что это отделение на улице Талалихина нам, задержанным (или арестованным?), в тот момент никто, естественно, не сообщил. Как и о причинах такого силового захвата — только приказали выключить телефоны, пообещав отправить в форточку автобуса любой телефон, который зазвонит. В общей сложности задержано было полтора десятка человек.
Стоять перед гаражом, Бог знает где, под дулом автомата — неприятно, раньше догадывался, но проверять не приходилось. Сотрудники что ОМОНа, что отделения, по внешнему впечатлению, не очень понимали, за что забрали этих странных людей. Оставшимся вне отделения девушкам что-то рассказали про подозрение в убийстве, привезенным в отделение молодым людям — про распитие спиртных напитков. Эту версию тут же опроверг один из омоновцев: «На такое ОМОН не вызывают».
Случайно оказавшихся рядом молодых людей отпустили первыми: «Вы не с именинником? Свободны». Остальных держали положенные три часа, хотя старший в отделении очень волновался, что может не успеть за три часа оформить протоколы. На корреспондента «Полит.ру» и журналиста «Газеты.ру» Александра Артемьева (руку ему в этот раз ломать не стали) даже начали составлять протоколы — документы были с собой. Однако затем концепция изменилась. «Я не понимаю, почему мы арестованы», - жаловался один из задержанных. «Не арестованы, а доставлены», - назидательно поправлял милиционер. Оружия, разумеется, не нашли, и отпустили компанию, извинившись от лица ОВД. От лица ОМОНа извинений не было, к тому времени отряд уже покинул отделение.
Правда, компания была уже не в полном составе — пламенного оппозиционера Шушкевича о чем-то расспрашивали загадочные люди в штатском. Милиция сообщила, что двух «пьяных» (Шушкевича и активиста "Солидарности" Романа Доброхотова) она повезет на освидетельствование, а по остальным «видно, что вы не пьяные». Виталий Шушкевич, как потом выяснилось, отправился в Химки давать показания по мотивам съемок «разгрома» химкинской мэрии группой анархистов (см. Мария Климова. Антифа сходили в лес). Снимал он их, по его утверждению, в качестве журналиста.
Это была базовая версия причины задержания — Химкинский лес и протестные акции взволновали власти. Химкинский лес рубят — щепки, соответственно, летят. Мне лично вся эта история практически «по барабану». Несогласных я не поддерживаю, методы их считаю бессмысленными, акции по причине малочисленности редко попадают в поле моего профессионального зрения. ОМОН и милицию тоже строго судить не могу — им приказали, они исполнили. Однако реализованная акция, как кажется, имела символический смысл. Несогласного решили «наказать» - на день рождения и жестко. Хотя это, естественно, только кажется.
Впрочем, у Виталия Шушкевича риск такого рода — профессиональный, как и у журналистов. Избыточная показуха и избыточное квазилегитимное насилие (см. подробнее Тримуфальное шествие российской власти) оказывается интересно другим людям — которые просто сидели по соседству, «поучаствовали» в работе ОМОНа и совершили увлекательное путешествие в отделение. Именно такими действиями власти плодят число несогласных, глухо недовольных и внутренних эмигрантов. Как это укладывается в модернизационную логику — сложно описать. Интересно, кстати, перед всеми ли ребятами хотя бы извинились? До дома-то в полвторго ночи точно не довезли, не принято.