Годовщину теракта в метро силовики отмечают победными реляциями: от разгрома группы боевиков до задержаний очередных подозреваемых. Говоря о гибели чуть ли не Умарова, силовики стремятся доказать эффективность начальству и общественности. Но есть тут символическая и даже магическая составляющая.
К годовщине страшного теракта в московском метро силовые органы России подготовились как к профессиональному празднику. Не в смысле концерта с привлечением звезд российской и зарубежной эстрады и наградных мероприятий, а в смысле предоставления доказательств ведомственной компетентности.
Национальный антитеррористический комитет (НАК) объявил 28 марта о ликвидации в Ингушетии бандгруппы из 17 человек, которая готовила смертников для совершения терактов. «Личности уничтоженных боевиков, а в лесу нашли 16 трупов, пока не установлены. Участники операции лишь предполагают, что среди них могли быть амир Хамзат и, возможно, даже сам глава "Имарата Кавказ" Доку Умаров», - пишет «КоммерсантЪ». Уничтожены, по версии силовиков, и иные участники громких терактов, в частности, теракта в аэропорту «Домодедово».
В ходе спецоперации также задержаны жители республики братья Яндиевы Ислам и Илез. По данным следствия, именно они встретили террориста-смертника Магомеда Евлоева в Москве и доставили его 24 января в аэропорт «Домодедово». После совершения теракта Яндиевы скрылись на территории Республики Ингушетия. Иными словами: ровно к годовщине теракта «был сделан отчетный доклад» и «проведены плановые мероприятия» по устранению виновников террористического акта.
В уничтожении Умарова сомневаются даже в Чечне. «Я уверен, что это, если предположения подтвердятся, будет иметь исключительно хорошие последствия для нашей страны. И можно говорить о самом широком круге вопросов, по которым могут наступить положительные результаты», прокомментировал глава Чечни Рамзан Кадыров «Интерфаксу». «Конечно, пока преждевременно однозначно говорить о том, что Умаров ликвидирован. Нужны результаты экспертизы. Но есть все основания полагать, что он скорее мертв, чем жив. И на это хочется надеяться», - заявил Кадыров.
Иные силовики отмечают теракт по-своему. Следственный комитет вынес постановление о привлечении в качестве обвиняемого по делу о теракте в аэропорту «Домодедово» лидера «Имарата Кавказ» Доку Умарова. Сообщается также, что еще одним обвиняемым по данному делу проходит Аслан Бютукаев, известный также как амир Хамзат, который считается одним из организаторов взрывов в аэропорту. Произошло «привлечение Умарова к делу» ровно через год после взрывов в московском метро и через полтора месяца после того, как сам лидер боевиков взял на себя ответственность за теракт.
В метро усилены наряды милиции, дежурящим в районе станции метро «Лубянка», где произошел теракт, милиционерам выданы ручные сканеры.
Был Доку Умаров в числе уничтоженных или нет, но вброшенная в информационное пространство фигура речи «мог быть убит» означает «уже убит, а если не убит, то недолго осталось». Произносится практически заклинание о смерти Умарова.
У террористов символика тоже играет большое значение, но они более сосредоточены на выборе символических объектов для своих актов. Национальный мюзикл «Норд-ост», школа в Беслане, московское метро, самолеты, аэропорты. Чуть менее они привязаны к срокам, в основном отталкиваются боевики от политической или социальной повестки. Теракты в московском метро 2004 года были приурочены к президентским выборам, Беслан случился 1 сентября в День знаний, теракт в «Домодедово», по версии Дмитрия Медведева, к визиту российского президента в Давос.
Силовики не могут давать адекватный ответ и свои успехи привязывают к «круглым датам». В конце первого учебного года после бесланской трагедии бывший замгенпрокурора Николай Шепель заявил о раскрытии «резервной группы террористов». А через год после теракта проверять его работу приехал другой бывший замгенпрокурора Владимир Колесников, который встретился с «матерями Беслана» и другими жертвами трагедии. Через год после взрывов в метро 2004 года следователи сообщили, что установили личность смертника. И так далее.
Магия чисел и дат крайне важна для силовиков и противостоящих им террористов. Вспомнить хотя бы Анну Политковскую, убитую в день рождения нынешнего премьер-министра Владимира Путина.
Путем демонстрации силы, уничтожения конкретных бандитов и даже заведения уголовных дел они пытаются обуздать террористическую стихию, подчинить ее и побороть. А путем проведения «плановых мероприятий» - отчитаться перед начальством и общественностью в тот день, когда вопросы к ним неизбежно появляются.
Проблема, правда, в том, что убедить россиян в эффективности своих действий у силовиков не получается. Согласно опросу «Левада-центра», 23 процента россиян уверены, что терактов в крупных городах России в будущем не избежать, 50 процентов — что теракты «скорее» повторятся. При этом в способность российских спецслужб защитить граждан от новых терактов определенно верят 4 процента россиян, с оговорками — еще 25 (не верят совсем 14, с оговорками — 43).