Столичное правительство подвело итоги конкурса на разработку концепции будущего облика набережных Москва-реки. Победителем стало московское бюро «Проект Меганом» под руководством известного арзитектора Юрия Григоряна, которое ранее спроектировало, например, торговые центры «Цветной», Luxury Village в Барвихе.
Если концепция будет реализована, то река будет превращена в «позвоночник» города, в каждом районе будут стоять «порты будущего», а вдоль набережных на уровне воды будут построены зоны для прогулок. Если говорить о более приземленных вещах, то переустройство зон вокруг Москва-реки позволит возвести 30 млн кв.м. недвижимости общей стоимостью под 200 млрд долларов.
Международный конкурс на разработку архитектурной концепции развития территорий, прилегающих к Москве-реке, был объявлен столичной мэрией в июле 2014 года. Изначально в нем приняли участие 216 компаний из 15 стран мира, однако в финал вышли только восемь архитектурных бюро. Помимо победившего «Проекта Меганом» были представлены компании из Нидерландов, Соединенных Штатов и Китая. Все участники получат по четыре миллиона рублей, а победитель еще шесть миллионов на доработку своего проекта.
Идея превратить Москву-реку во что-то полезное для города витает в столичной мэрии уже давно. В советское время вокруг реки выросло множество промзон, которые сейчас находятся в полузаброшенном состоянии: производства уже не работают, помещения и территории сдаются в аренду под офисы малому и среднему бизнесу.
Согласно данным самой мэрии, берега реки совершенно не благоустроены. «Береговой фронт», так на бюрократическом языке называется берег, занят жильем на 8%, на 12% — общественными пространствами и на треть — «озелененными и природными территориями». В тоже время совершенно никак не благоустроено 29% протяженности берега, а 17% всей линии занимают различные промышленные объекты.
Проблему создает еще и климат: река заметную часть года находится подо льдом, так что об использовании ее как важной транспортной артерии не может идти и речи: зимой движение речного транспорта невозможно.
В середине 2000-х годов, когда Москва претендовала за право проведения Олимпиады-2012, главной «фишкой» заявки была концепция «Олимпийская река». Предполагалось, что все олимпийские объекты расположатся на берегу Москвы-реки, а спортсмены будут добираться из олимпийской деревни до стадионов на корабликах. Но право проведения Олимпиады получил тогда Лондон и Москва-река так и не стала олимпийской.
Были идеи и превращения Москва-реки в большую автомобильную стоянку — под водой планировалось обустроить до 10 тысяч машиномест. Строить поддонные стоянки хотели и при Лужкове, и при Собянине, но со временем идея как-то заглохла.
Вообще же идей развития Москвы-реки всегда была масса: вода в принципе и река вообще является очень выгодным объектом, вокруг которого хорошо выстраивать общественные пространства, а главная река столицы почти на всем воем протяжении выглядит полузаброшенной, так что почти каждый архитектор с профильным образованием хотя бы раз в жизни придумывал что-то свое.
Вдоль Москвы-реки предлагалось провести велополитен, широкую пластиковую трубу с пешеходными и велодорожками, внутренней парковкой и специальными лифтами через каждые несколько километра. Говорят, концепция даже обсуждалась на уровне правительства.
Была идея поставить вдоль набережной множество дебаркадеров и соединить их единой пешеходной дорожкой, таким образом москвичи могли бы гулять вдоль реки и одновременно посещать множество заведений, которые бы функционировали на судах.
Был даже проект сооружения трибун перед Белым Домом. Москвичи могли бы сидеть там, следить за соревнованиями на воде и распивать пиво — автор проекта особо подчеркивал, что внутри трибун должен был быть расположен тематический бар.
Московские власти, однако, решили подойти к вопросу более глобально. Была выделена зона Москвы-реки — помимо самой реки и набережных в нее входят все окружающие парки, промзоны и территории непонятного назначения. Например, Лужники и Новодевичий монастырь входят в территорию разработки так же, как и Нагатинская пойма или бывший Завод имени Лихачева.
Объявленный в прошлом году конкурс, результаты которого мэр Москвы Сергей Собянин подвел в четверг — это лишь концепция развития территории. Фактически был проведен мозговой штурм, различные архитекторы набросали множество своих идей, некоторые из которых будут в будущем реализованы.
«Проект Меганом», который выиграл конкурс, не предложил никаких уникальных идей. Согласно идее архитекторов, в центре города необходимо создать у реки искусственные берега на одном уровне с водой. Гранитные набережные, сооруженные когда-то для спасения города от паводков, уступят месту парку — по краям реки будут расти деревья, камыши, луга и прочие радости деревенской жизни.
Проект предельно логичен: паводки, после сооружения на Волге многочисленных плотин, столице больше не угрожают, а гулять вдоль реки москвичам практически негде — сейчас почти все набережные заняты автомобильными дорогами.
Москва не первая решила вернуть своей реке первозданный вид — многие европейские города идут по тому же пути. В Мюнхене, например, набережная реки Изар после ее ренатурализации стала одним из любимых мест для прогулок горожан.
Даже для Москвы идея возвращения к природе не нова — парк на месте снесенной гостиницы «Россия» планируется реализовать именно в таком ключе, с искусственными болотами, рощами и т. д.
Теперь дело остается за малым: реализовать победивший проект.