Сторонники муниципального фильтра говорят, что он защищает избирателя от «кандидатов-клоунов», которые выдвигают свои кандидатуры только для развлечения или саморекламы. Наверняка выборы в Москве такие люди будут использовать для подтверждения своей позиции: на прошлой неделе документы в Мосгоризбирком подал скандально известный предприниматель Герман Стерлигов, а в начале этой о своем выдвижении заявил не менее скандально известный шоумен Никита Джигурда.
Между тем если присмотреться, то все эти «клоунские» выдвижения — проявления дискуссий, которые так или иначе раскалывают общество, а значит точно достойны того, чтобы стать частью предвыборных программ.
Взять, например, Джигурду. На пресс-конференции он заявил, что идет на выборы ради «миллионов московских мужчин, ущемленных в своих правах и достоинствах». По его мнению, настоящий мужчина не может обойтись без коня, а в современных условиях — без машины. Артист обратил внимание на то, что в последние годы автомобилистов буквально «выдавили» из Москвы пешеходными улицами.
Вопрос пути, по которому будет развиваться транспортная инфраструктуры столицы, — действительно один из ключевых для Москвы. В конце концов, если из-за сложности сообщения время, которое требуется потратить на поездку между районами города, будет все время увеличиваться, то город из единого мегаполиса будет в какой-то момент разорван на несколько достаточно автономных протогородов.
И тут с одной стороны те, кто привык ездить на автомобилях и хотят, чтобы для них было доступно все, всегда, бесплатно и быстро, вместе со строительными компаниями настаивают на строительстве новых и дорогих дорог и развязок, предполагая, что каждый новый километр дорог спасет город от пробок. Из этой же серии — бесплатные парковки или хотя бы субсидирование городом строительства платных паркингов, как можно более мягкие ограничения скоростного режима (даже с учетом того, что сейчас по российским законам можно безнаказанно превышать допустимую скорость на 20 км/ч) и т. д.
С другой стороны находятся те, кто считает, что город в любом случае не сможет переварить всех тех, кто может позволить себе купить автомобиль (а сейчас это не очень сложно), значит нужно делать ставку на развитие общественного транспорта и соответственно перераспределять бюджет. Это не только строительство метро, это обособление выделенных полос, модернизация и строительство трамвайных путей. И это, что самое неприятное для Джигурды — политика по деавтомобилизации. Влиять на стоимость автомобилей и бензина столичная мэрия не может, а значит влияет другими методами, вводит платную парковки, сокращает ширину некоторых улиц, делает пешеходные зоны и т. д. В идеале такая программа делает так, что машиной спокойно сможет пользоваться тот, кто готов за это платить деньгами, а не временем, путем стояния в пробках.
Условным выразителем второй концепции мог бы быть Илья Варламов, если бы все-таки он выдвинулся в мэры.
Другая история — с выдвижением Германа Стерлигова. Он заявил, что собирается выдвигаться в мэры после того, как о своих намерениях рассказал Антон Красовский, директором благотворительного фонда «СПИД.ЦЕНТР» и открытый гей. Нелюбовь Стерлигова к геям давно известна, и такое противостояние двух потенциальных кандидатов тоже было бы интересным. Но Стерлигов решил сделать «фишкой» своей программы деурбанизацию. В случае победы на выборах он обещает «уместить всю Москву в Садовое кольцо». «Прогнозируемая численность населения города Москвы через четыре года моего правления — 1 миллион человек», — пишет предприниматель.
Основную массу жителей мегаполиса бизнесмен планирует переселить за счет бюджетных средств в соседние регионы. «Каждому взрослому женатому москвичу по дому и хозяйству в Подмосковье, Тверской, Смоленской, Калужской и Рязанской областях», — отмечает он.
Впрочем, все эти кандидаты, скорее всего, так и не будут зарегистрированы — просто потому, что не пройдут муниципальный фильтр. Расклад в районных собраниях Москвы сейчас такой, что если депутаты от «Единой России» будут действовать консолидировано, то только руководство партии будет решать, кто будет зарегистрирован, а кто — нет, даже у всех вместе оппозиционных и независимых районных депутатов не хватит голосов, чтобы обеспечить выдвижение кандидата.
Между тем даже за эти голоса разворачивается нешуточная конкуренция. Самая драматичная ситуация сложилась в столичном «Яблоке». Центральное руководство партии настояло на проведении праймериз, иначе бы было бы почти гарантировано выдвижение Сергея Митрохина, который возглавляет столичное отделение уже 14 лет — во второй тур праймериз вышел как раз Сергей Митрохин и глава Тверского района Яков Якубович. Недавно избранный Якубович выиграл голосование во втором туре, но сразу отказался от выдвижения в пользу Митрохина, мотивировав это как раз тем, что не сможет пройти муниципальный фильтр.
В результате конференция столичного отделения партии решила все-таки выдвинуть Митрохина, который проиграл праймериз, а Исполком федерального бюро, который должен согласовать выдвижение кандидата, принял результаты праймериз, отказался согласовать Митрохина и предложил выдвинуть главу Гагаринского района Елену Русакову. Конференция московского отделения заседала с вечера 8 июня до утра 9 июня, но выдвинуть Русакову делегаты все-таки отказались: теперь окончательное решение за федеральным бюро, которое соберется на заседание 15 июня.
Так что муниципальный фильтр действительно отсекает многих кандидатов от выборов — но это не значит, что эти кандидаты «ненастоящие» и не представляют ничьих интересов.