В понеденик бывший премьер-министр Михаил Касьянов вернулся из отпуска в Россию, где он недавно стал фигурантом уголовного дела, заведенного по запросу депутата-единоросса и журналиста Александра Хинштейна. Едва сойдя с трапа самолета, Касьянов перешел в атаку: "Я вернулся в Москву, несмотря на звучащие в мой адрес угрозы. У меня нет никаких сомнений в том, что планомерно развернутая клеветническая кампания по моей дискредитации, основанная на лжи и передергивании фактов, находится в рамках общей стратегии власти по полной зачистке политического поля", - сказал он.
Касьянов сделал заявление, которое можно рассматривать как политическую программу. Он говорил о "растущем общественном отчуждении и неуверенности граждан в своем будущем, замедлении экономического роста на фоне рекордных экспортных цен и неуклонном падении международного авторитета России". И продолжил: "Создание условий для реального, небутафорского политического процесса, предполагающего публичное обсуждение различных точек зрения по поводу ситуации в стране и свободу выбора между ними, - это та задача, над которой я продолжу работать".
Сам Хинштейн вчера - в газетной статье - выражал сомнения, что Касьянов вернется. Не были уверены в его возвращении и некоторые представители российской политической элиты. Однако правы оказались те, кто полагал, что бывший глава кабинета министров не захочет оставаться за границей, тем самым фактически признаваясь в правоте выдвинутых против него обвинений, и "не захочет стать политэмигрантом". На следующий день после возвращения Касьянова Хинштейн разразился очередной статьей, в которой посоветовал Касьянову обратиться в суд, если он считает, что его оклеветали. В то же время Хинштейн утверждает, что Касьянов никогда не обратится в суд, так как "знает прекрасно, что все написанное - правда от первого до последнего слова".
Мало кто сомневается, что Хинштейн выполняет заказ свыше. "Независимая газета" называет речь Касьянова ультиматумом Кремлю и даже президенту и задается вопросом, что могло сподвигнуть его на такой шаг - рискнуть собственным высоким статусом бывшего премьера и возможного кандидата на президентский пост. Газета делает уверенный вывод, что экс-премьер получил твердые гарантии безопасности. При этом подчеркивает, что не знает, кто ему их предоставил и на каком уровне это было сделано.
Версия газеты выглядит сомнительной, поскольку остается непонятным, в обмен на что предоставляются Касьянову такие гарантии.
11 июля этого года Генпрокуратура возбудила уголовное дело по ст. 165 часть 3 ("причинение имущественного ущерба в особо крупном размере путем обмана или злоупотребления доверием", до 5 лет лишения свободы). По сведениям Хинштейна, Касьянов накануне своей отставки с поста премьера приобрел за бесценок через подставные фирмы госдачу в Троице-Лыково. Расследование дела поручено следователю по особо важным делам Владиславу Смирнову, который ранее являлся замруководителя следственной группы по делу Леонида Невзлина.
Скорее всего, сажать экс-премьера никто не будет - получится слишком громкий скандал, но у Касьянова не может быть никаких перспектив как у кандидата в президенты, пока он является фигурантом уголовного дела. А расследование можно продолжать бесконечно долго - столько, сколько нужно. Однако прекращать политическую активность экс-премьер, судя по вчерашнему заявлению, не собирается. И похоже, что будущее уголовного дела будет зависеть от степени этой активности.
Ранее в интервью "Полит.ру" замгендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин сказал, что ситуация с Касьяновым чем-то похожа на ситуацию в Белоруссии в конце 1990-х годов, где в качестве самостоятельного политического игрока пытался выступить бывший премьер Чигирь, который в конце концов был условно осужден по уголовно-экономическому обвинению.
"Эта ситуация связана именно с тем, что сейчас “проблема 2008” достаточно сильно осложнилась. Возрастает потенциал оппозиции, причем оппозиции самой разной, к тому же Касьянов уже неоднократно заявлял о президентских амбициях, но пока он ждет. Бывший премьер сделал ставку на то, чтобы в каких-то крупных политических акциях пока активно не участвовать и ждать, пока к нему придут демократы и предложат, чтобы он стал консенсусным кандидатом - по крайней мере, большинства демократических сил", - считает эксперт.