Администрация читинского СИЗО дала в целом положительную характеристику на заключенного Михаила Ходорковского, однако заявила, что он «не встал на путь исправления, потому что не раскаялся в содеянном».
Характеристика была зачитана в Ингодинском районном суде в Чите, который в четверг начал рассматривать ходатайство адвокатов об условно-досрочном освобождении (УДО) бывшего главы ЮКОСа, который находится в местах лишения свободы с 2003 года. Для решения вопроса об УДО характеристика из места заключения является обязательной и имеет решающее значение.
Как рассказали адвокаты журналистам, в документе написано, что «нахождение в СИЗО не способствует исправлению. Необходимо нахождение в колонии общего режима». Судья Ингодинского суда Читы Игорь Фалилеев сообщил, что администрация колонии города Краснокаменска считает, что Ходорковский «нуждается в полном отбытии срока».
Глава нефтяной компании ЮКОС Михаил Ходорковский был признан виновным в уклонении от уплаты налогов и мошенничестве и приговорен к восьми годам заключения в мае 2005 года. ЮКОС был обнакорочен, а его основное нефтедобывающее подразделение – «Юганскнефтегаз» – досталось государственной «Роснефти», возглавляемой Игорем Сечиным.
Основание для УДО – вывод суда, что человек не нуждается для исправления в дальнейшем заключении. Даже наличие формальных взысканий не может служить 100-процентным препятствием. Адвокаты в суде уточнили, что Ходорковский имеет шесть взысканий. Одно он получил в московском СИЗО, четыре – в краснокаменской колонии общего режима и одно – в СИЗО Читы.
В четверг Ходорковский рассказал в суде, что в случае освобождения не вернется в нефтегазовый бизнес, а займется «семьей и гуманитарными проектами».
Также Ходорковский сказал, что в тюрьме ему напоминали об особом распоряжении, необходимом для его освобождения, и говорили, что об УДО он может забыть. Он сообщил, что руководство читинского СИЗО 18 августа вынесло ему два новых взыскания: первое – за то, что он не сообщил, сколько человек находится в камере, а второе – за грязную крышку бака для питьевой воды. Впрочем, прокурор Алексей Федоров уверяет, что прокуратура не будет ссылаться на эти взыскания в ходе слушаний.
В четверг суд не принял никакого решения. Помимо характеристики из СИЗО и заявлений заключенного, в ходе заседания стали известны обстоятельства получения Ходорковским одного из взысканий - за то, что он не держал руки за спиной. Игорь Гнездилов, который сидел в одной камере с Ходорковским в читинском СИЗО, сообщил, что, написал две объяснительные против Ходорковского по требованию руководства изолятора. Одна объяснительная о том, что Ходорковский не держал руки за спиной, когда должен был это сделать, а в другой - о том, что он не видел, держал Ходорковский руки за спиной или нет. Гнездилов пояснил, что у него подходил срок для УДО, и поэтому он побоялся, что его не выпустят, если он этого не напишет.
Независимо от решения суда, Ходорковский на свободу, скорее всего, не выйдет: ему грозит срок по новому уголовному делу о хищении и отмывании денег. Следователи полагают, что Ходорковский виновен в хищении на сумму $22,5 млрд. Это, как отмечают наблюдатели, больше, чем вся чистая прибыль ЮКОСа за 1998-2003 годы (именно в эти годы, как полагают следователи совершалось преступление).
Бизнесмен утверждает, что оба дела инспирированы Игорем Сечиным (экс-замглавы президентской администрации Владимира Путина, ныне – вице-премьер правительства). «Второе дело, как и первое, было организовано Игорем Сечиным», – заявлял Ходорковский в интервью Sunday Times. Это довольно смелые слова – в неформальной иерархии российской элиты, насколько можно судить, со сменой «хозяина Кремля» больших подвижек не произошло, Сечин до сих пор в ней занимает верхние позиции.
Как писал ранее «Полит.ру», сегодня судьба Ходорковского воспринимается как «лакмусовая бумажка» для Дмитрия Медведева. Больше, правда, это реакция Запада, но ее разделяют некоторые представители элиты и в России. По мнению сторонников идеи, что Медведев является либералом, месседж нового президента об искоренении «правового нигилизма» свидетельствует об отмене избирательного правосудия и «телефонного права». Освобождение Ходорковского могло бы стать таким сигналом, однако, если верить словам самого заключенного, можно сделать вывод о том, что вопрос об освобождении действительно зависит не от суда, а от расклада сил в верхах.
Медведев недавно дистанцировался от личного решения в пользу или против экс-владельца ЮКОСа, отослав к законным процедурам. «К процедуре помилования, как и к другим процедурам, может прибегнуть любой осужденный гражданин, в том числе Ходорковский», – сказал Медведев 5 июня в Германии, отвечая на вопрос о судьбе Ходорковского.
Более заинтересованным в этом деле проявил себя экс-президент, а ныне премьер Владимир Путин, который выступает противником освобождения Ходорковского. Допустив в интервью Le Monde теоретическую возможность досрочного освобождения, Путин тут же заговорил о Ходорковском очень резко: он заявил, что экс-глава ЮКОСа «многократно и грубо нарушал закон». «Более того, часть группы, в которую он входил, обвиняют (и, кстати, судом это доказано) в совершении преступлений против личности, а не только в сфере экономики, – сказал Путин. – За ними убийства! И не одного человека! Такая конкурентная борьба недопустима! И мы, конечно, всячески будем ее пресекать!».