будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 13, 2025
Страна
Усыскин Лев

Хозяин Каспия

Хозяин Каспия
razin
Фрагмент картины "Стенька Разин". 1926 год. Борис Михайлович Кустодиев. Источник: Государственный исторический музей. РИА Новости

Вернемся к прерванному сопоставлению Разина с Пугачевым. Будучи земляками-одностаничниками, оба имели боевой опыт. Пугачев участвовал в Семилетней войне и Польской кампании 1768 г., хорошо зарекомендовал себя, выслужился в хорунжие, но не более того. По происхождению он являлся представителем казачьих низов и известного имени не имел – что, впрочем, оказалось только на руку "анператору Петру Федоровичу". Ранняя биография Пугачева – это, по сути, путь человека мечущегося, совершающего довольно странные поступки, обрывающие, казалось бы, удачно складывающуюся дорогу – военную, старообрядческую, семейную и т.д.

Иное дело – Разин. Это был представитель, если можно так сказать, второго слоя казачьей верхушки: людей авторитетных, богатых. Своими амбициями они подпирали первый слой – нижнедонскую старшину, которая, в свою очередь, зорко следила за тем, чтобы не дать этим выскочкам слишком много воли…

Как бы то ни было, к моменту выхода Разина на авансцену истории, ему было за тридцать пять (Пугачева казнили в тридцать три). К этому времени он успел трижды посетить Москву, причем один раз – в составе официальной делегации Дона. Побывал Разин и в Соловецком монастыре. Это было паломничество, совершенное по обету, данному еще отцом Степана во время "Азовского сидения", в котором тот участвовал. Дважды Разин вел переговоры с вождями калмыков о совместных боевых действиях против Крыма. Выпадало ему и самостоятельное командование людьми – весной 1663 г. он, возглавив соединенный отряд донских, запорожских казаков и калмыков, разбил татар под Молочными Водами, взяв, будто бы, свыше трех сотен пленных.

Еще один важный в плане формирования личности Разина эпизод был связан даже не с ним, а с его старшим братом Иваном. В 1665 г. князь Юрий Алексеевич Долгоруков казнил атамана Ивана Разина, попытавшегося увести домой свой отряд, прежде входивший в состав подчиненных боярину сил (именно Ю. А. Долгоруков в 1670 г. нанесет серьезные поражения восставшим разинцам, а в 1682 г. вместе с сыном будет убит восставшими московскими стрельцами в ходе Хованщины).

Таким образом, к концу 60-х годов Степан Разин был на виду, имел разнообразный опыт и авторитет и, по меркам Дона, считался вполне респектабельным атаманом.

В конце 1666 г. на Верхнем Дону возникло массовое недовольство, поводом к которому послужила очередная "хлебная скудность". Именно в этот момент Разин дерзнул направить беспокойство в нужное русло, сформировав и возглавив "ватагу" и объявив ей, что имеет намерение "идти за зипунами". Тут, однако, возникли проблемы. Нижнедонская старшина не пропустила разинцев в устье Дона – власти Черкасска в тот момент не были заинтересованы в обострении отношений с Турцией. В целом, Корнило Яковлев и его коллеги вели довольно тонкую политическую игру, балансируя между собственными интересами, Москвой и вполне реальной угрозой, исходившей от разинской ватаги. В Москву полетели пространные объяснительные, а разинцам в утешение  отвалили припасы и снаряжения – впрочем, не так много.

В ответ разинцы построили укрепленный лагерь вблизи Паншина городка (будущая станица Паншинская), предварительно изъяв в свою пользу воинское снаряжение у жителей этого поселения. В принципе, уже в этот момент московские власти стали квалифицировать инициативу молодого атамана как мятеж. Воеводам волжских городов разослали соответствующие предписания и ориентировки (говоря современным языком), в Астрахань направили дополнительные стрелецкие команды и были назначены новые воеводы – братья Прозоровские и С. И. Львов. Однако эти действия носили пассивный характер –

право сделать первый ход было предоставлено Разину, что в итоге оказалось роковой ошибкой.

В начале мая 1667 г. в урочище Каравайные Горы на Волге около тысячи разинцев напали на судовой караван, в составе которого были царские и патриаршие струги. Это был момент истины: все разграбили, начальных людей казнили поголовно, с глумлением и пытками. Преступников-гребцов расковали и инкорпорировали в свои ряды, прочих отпустили. Благо, они практически не оказали сопротивления. В конце мая разинские струги без помех проследовали мимо Царицына. Ни одна пушка воеводы Унковского не выстрелила – более того, по требованию Разина из города была выслана "кузнечная снасть". От Черного Яра казачьи струги пошли в обход укрепленной Астрахани и вскоре вышли в Каспий, направляясь к Яицкому городку – крепости, контролировавшей устье Яика (переименованного после восстания Пугачева Екатериной в Урал) и обеспечивающей московский контроль над яицким казачеством. В принципе, Яицкий городок был оптимальной базой для подготовки похода в Иран.

Взяли городок хитростью: воеводу Яцына уговорили пропустить сорок человек в церковь – они в свою очередь открыли ворота и пропустили остальных. Отряд стрельцов-годовальщиков сдался. 170 человек было казнено, остальным предложили присоединиться к разинцам или уйти из города. Выбравших второе, однако, уже по пути настигали конные казаки и почти поголовно вырезали.

После "яицкой виктории" силы Разина стали разрастаться не по дням, а по часам – приходили целые казачьи формирования, по дороге громившие небольшие стрелецкие отряды.

Правительство с замиранием сердца выжидало дальнейших движений атамана: вернется ли он на Волгу и пойдет вглубь страны или двинется в Персию?

К счастью (относительному) для Москвы, произошло второе. 23 марта 1668 г. струги Разина направились к персидским берегам. Интересно, что маршрут движения его сил в значительной степени совпадал с маршрутом Персидского похода Петра Первого 1722-1723 гг. Разница лишь в том, что казаки не собирались завоевывать берег, а лишь планомерно грабили все, что встречали на своем пути. Так, двигаясь вдоль западного берега Каспия, они разорили селения от Дербента до Баку, затем пошли вдоль южного берега к Решту (где в двадцатые годы следующего века будет центр русской оккупационной администрации в Иране). Здесь, однако, разинцы потерпели неудачу: в Гилянском заливе местные жители застали казаков врасплох и перебили до четырех сотен  разбойников. Отомстил Разин под Фарабадом – выманив жителей, якобы, для обмена товарами, он дал сигнал, и казаки тут же вырезали незадачливых покупателей награбленного.

Между тем, наступила осень. Надо было организовывать зимовку. Ради этого Разин вступил в переговоры с шахским правительством якобы о переходе в персидское подданство. Чтобы склонить шаха к правильному решению, в Иран прибыло специальное посольство из Москвы, официально заявившее, что разинцы на своей родине объявлены вне закона и подлежат уничтожению. В помощь дружественному иранскому народу из Москвы прислали даже шотландского специалиста – полковника Пальмера, чья задача состояла в оказании помощи в постройке боевых судов. В итоге шах принял решение казнить посланцев Разина.

Зимовка на полуострове Миян-Кале получилась тяжелой. Весной 1669 г. разинцы напали на туркменский берег Каспия, но серьезных успехов не имели: местные силы смогли дать отпор. Понеся потери, Разин переметнулся к западному берегу, несколько месяцев простоял у Свиного острова южнее Баку, пока туда в июле не подошел шахский флот под командованием Мамед-хана – более полусотни судов. Мамед-хан приказал сковать свои корабли цепями – дабы сподручнее было атаковать неприятеля.

Это была роковая ошибка: лишившись должной маневренности, персы стали легкой добычей разинских стругов.

Уцелело лишь три корабля, на одном из которых спасся сам незадачливый адмирал – именно среди трофеев этой морской баталии находилась та самая персидская княжна, которую Разин будто бы утопил по требованию своих товарищей. Сюжет вроде бы мифический – тогда как позднее, у Пугачева, ревнивые соратники и в самом деле застрелят любовницу, не спросясь у своего атамана.

На этом Персидский поход Разина завершился – в августе 1669 г 22 казачьих струга вернулись в дельту Волги и уже вскоре взяли первую добычу – два персидских купеческих буса, везших, помимо прочего, шахские подарки царю Алексею.

Так начался новый этап этого отчаянного движения.

На «Полит.ру» ранее публиковались заметки Л. Усыскина о взятии Азова Петром Первым со второй попытки, о первой русско-турецкой войне, о казни Пугачева и об одном из каспийских предприятий Петра Первого.

Усыскин Лев
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).