Сообщено, что Госдума предлагает расширить рекламу в программах "для младшей аудитории", то есть - для детей. И это только кажется, что все просто. Нет, сейчас такой исторический момент, что - вот, вроде просто, но под беспонтовой оболочкой - бездны смыслов и будущего.
Это решение, оно - чтобы выразиться художественно, как того требует момент - этакая призма: вот, бесхитростный белый свет ударяет в этот проект закона и - тут же распадается на составляющие цвета, причем даже и не только спектра, а еще богаче.
Сам-то факт простой. Вышеуказанные изменения предполагает проект Федерального закона "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "О рекламе", уже внесенный в Госдуму группой депутатов. "Российская газета" сообщает, что в пояснительной записке к документу сказано так: "Сложившийся сегодня "формат" телевизионного показа не оказывает хоть сколько-нибудь серьезного воспитательного и познавательного воздействия на детскую аудиторию как по составу и качеству передач, так и времени их трансляции и продолжительности".
По мнению инициаторов законопроекта "основные детские передачи в сетке вещания телеканалов сейчас существуют только благодаря поддержке государства, оказываемой социально значимой продукции". Поэтому, - делают они вывод, - "нужно повышать интерес к программам для малышей и со стороны телеканалов".
Вывод прагматический: "Деньги на повышение доли российского контента в детских телепередачах предлагается за счет изменения требований к телерекламе, полагают депутаты".
Ну, тут просто какой-то Символ веры Госдумы (как государственной институции): надо повысить интерес "к программам для малышей" и "со стороны телеканалов. А повышение интереса возможно исключительно на основе предоставления им возможности ставить рекламу. Тогда в них что-то взбодрится и дела пойдут веселее.
Тут же уточнение того, насколько веселее: "Только с такими поправками относительно рекламы, считают инициаторы законопроекта, дети получат возможность смотреть новые отечественные мультики". Иными словами, если нет денег от рекламы, то креатив будет малоинтересным. Ну, тут не важно, для детей или вообще: закон природы. Это комментировать незачем, надо принять к сведению, что это есть доминирующая в органах власти РФ точка зрения на производство креатива в РФ.
Но, во-вторых, тут же такой момент: о том, что реклама хорошо повлияет на качество детских программ, сказано в предыдущем абзаце. Но, реклама-то гораздо круче по технологиям. То есть, совершенно логично окажется, что младшие дети ее тоже будут смотреть, и она тоже будет оказывать серьезное воспитательное и познавательное воздействие на детскую аудиторию.
Вообще, в законопроекте разговор пошел уже всерьез. Далее уже сообщаются технические подробности: "В законопроекте подробно прописывается количество рекламы в зависимости от хронометража передачи. Например, если программа идет меньше 20 минут, то в ней можно будет показывать два рекламных блока по минуте - в самом начале и в самом конце. Если более 20 минут, то эти блоки увеличиваются до полутора минут, плюс допускается однократное прерывание в минуту, и т.д."
И вот, в третьих: "Для детей допускаются не все виды рекламы: исключаются лекарства, пищевые добавки, нижнее белье и средства гигиены для взрослых, лотереи". Исключения, это правильно, хотя к ним можно было бы - добавить и рекламу режуще-колющего и еще чего-нибудь в этом роде, да хоть средств для мытья унитазов. А так да, все верно, причем еще с одной стороны: реклама - это весело, а еще и познавательно. Младшему возрасту покажут то, что, в принципе, окружает его в жизни, но назначения чего они не знают. Им покажут и они узнают, значит и образовательная часть тут возникнет сама собой. Что, конечно, дополнительный бонус.
Но и в четвертых: совершенно очевиден следующий шаг - делать уже целевую рекламу для соответствующей возрастной аудитории. На свете есть тема Kids industry, это всякие игрушки, развлечения, места для игр, аттракционы, сладости. Но эта индустрия пока достаточно смутно осознала себя в России. Да, как-то существует, но несколько безбрендово, по случаю. Типа, а вот и детишкам тоже. Учитывая охват младшей аудитории, она имеет вполне серьезные перспективы. Разумеется, туда надо ставить рекламу именно того, что интересно данной целевой аудитории, а уж она-то у родителей своего добьется.
Таким образом, одно небольшое и даже неприхотливое решение Госдумы и - открывается целый новый мир, о чем авторы законопроекта, возможно, и не подозревали. Да, фактически это миг зарождения Kids industry в России.
Но все это сообщено не просто так, а с системным оттенком. Дело в том, что накануне newtimes.ru опубликовал текст М.Ямпольского "Текучая реальность" . Да, заголовок немного позаимствован у Зигмунта Баумана, но все равно хорошо - потому что и важно, и прекрасно.
Вот главное: "Российская власть пытается засунуть живую жизнь в прокрустово ложе схемы, но упрощение сущностей - прямой путь к хаосу и разрушению" . Начало: "Большая часть социологов, экономистов и философов сегодня сойдутся во мнении, что мир, в котором мы живем, становится все более и более сложным....На этом фоне нарастающей сложности Россия выглядит удивительным островком "простоты"".
Сам-то по себе текст тоже простоватый, зато у него и вывод торжественен: "Сложность производит новое. Энтропия стабильна, так как неспособна производить новое, а способна только к разрушению связей и наращиванию хаоса. Там, где упростители ищут элементарного порядка, они блокируют возможности к саморегуляции сложного и усиливают хаос. Чем с большим рвением власти насаждают примитивный "ручной" контроль, тем быстрее они разрушают собственную систему. Это хорошо видно сегодня на примере Думы, терроризирующей общество и одновременно самопожирающей. К сожалению, это самоубийственное упрощение подвергает риску общество в целом. Социальная структура, обладающая даже относительной сложностью, не может быть насильственно превращена в одноклеточное и не разрушиться. Там, где саморегуляция сложности уничтожается, воцаряются хаос, энтропия и смерть".
Так вот, вывод из все этой истории: это только кажется, что все стало простым. Нет, вокруг простоты все уже так сложно, что любое распростодушное действие немедленно прорвет российскую майю и вызовет перестройку смыслов в ее структурных безднах. В том числе, учитывая и практическую сторону вопроса. Вот же, у М.Ямпольского даже и упоминание Госдумы удивительно кстати. И, таким образом, данная статья является ответом на его тревогу: все будет хорошо. Да, собственно, и сейчас неплохо, потому что саморегуляция продолжает фурычить.