будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 19, 2025
Страна

Когда объединятся Аляска и Чукотка?

Когда объединятся Аляска и Чукотка?
98_01

Вчерашние и сегодняшние камлания по проблемам северных территорий, судя по всему, очередная бессмыслица, еще большая, чем обсуждение проблемы космоса, который мы все так любим. Даже гиперлояльные СМИ вынуждены были с серьезным видом транслировать пустоту. «Вывод, думаю, очевиден. Нам нужно искать такие подходы, которые сделают государственную поддержку Севера результативной, и это нам позволит высвободить внутренние факторы социально-экономического роста этих территорий», - сказал президент.

При этом, во-первых, тема русского Севера вообще, а не только конкретных регионов, действительно есть. Освоение новых территорий на протяжении столетий было одним из важнейших смыслов империи, что такое Россия без целей освоения и колонизации просторов, не очень понятно. Зато понятно, что именно северные территории нужно осваивать, чтобы иметь, а не осваивать, значит потерять.

Между бывшей русской Аляской и российской Чукоткой (где пока не обнаружено никаких природных ресурсов, кроме Романа Абрамовича) всего-то очень небольшой пролив. И эта слабая преграда не сможет долго сдерживать разницу потенциалов освоения этих территорий: либо территорию тем или иным способом потеряем, либо даже олени сбегут. Это прямая конкуренция между странами, где нужно показывать конкурентоспособность, о которой так часто говорит в последнее время президент.

Но это так, общая идеология проблемы. Кроме того, во-вторых, есть куча слухов и фантазий на тему Севера. Как-то: прожект объединения всех северных территорий в один регион и желание ряда губернаторов получать чуть большую долю налога на добычу полезных ископаемых в свои руки. А некоторые крупнейшие компании, которые редко делают что-то без определенной цели, скажем «Интеррос», вкладываются в аналитику и социальное проектирование по Северам.

Так вот, несмотря на стратегическую важность и прожектерскую насыщенность темы, заседание Госсовета умудрилось вообще быть ни о чем. С одной стороны все нормально, удивляться нечего: специфика протокольных мероприятий в российской политике последнего времени в том и состоит, чтобы максимально их стерилизовать. Что бы показать только, что президент печется. А о чем печется и что испечется, не показывать.

Но с другой стороны, время Президента Российской Федерации, губернаторов, министром, олигархов вообще-то чего-то стоит. И смотреть на то, как они много часов подряд работают актерами скучного сериала - больно. Поэтому было бы правильно ритуальную часть сокращать до объема репортажа по РТР (или вообще клеить из старых записей, только закадровый текст менять, подставляя актуальные слова в речь про диверсификацию, конкурентоспособность, ВВП и бедность). Но при этом находить небессмысленные темы и составы участников для настоящего обсуждения.

Важный методологический ход для экономии времени президента показал для один из наших лекторов. На одном из совещаний у президента (которое тоже было ритуальным, даже и без корреспондентов) он предложил докладчикам вычеркнуть из своих предложений все, что «не царское дело». Даже только этот простой ход позволяет оставить один-два действительно существенных вопросов.

Царских дел в связи с русским Севером немного. На мой взгляд, три. Важные частности вроде надбавок и северного завоза либо решаться внутри больших тем, либо (если все равно) – на уровень замминистра.

Первая тема. Развитие логики хозяйственной целесообразности в освоении Севера. В этой логике средства не нужны, здесь ум нужен. Стимулировать «Газпром» вкладываться в одну из стратегий освоения запасов вообще не проблема. Мы имеем дело с одной госкомпанией. Нефтянки начнут осваивать северные запасы, расположенные далеко от стратегического трубопровода, как только будут уверены, что смогут продать и транспортировать добытое. Показателен пример с Талаканским месторождением, которое стало интересно ЮКОСу в связи с планами строительства трубопроводов, но до того и после того - не интересно. Сейчас месторождение у «Сургутнефтегаза», но и эта, и любая другая компания в здравом уме не станет инвестировать в освоение, если не будет гарантий реализации. В общем, здесь все упирается в отсутствие политики недропользования и неразвитость инфраструктур, скажем трубопроводных, которые можно было бы как раз развивать за счет добывающих компаний. А инфраструктуры (трубы, дороги, связь) – это первый и очевидный ход в освоении чего бы то ни было. И в этой логике с точки зрения эффективности управления различных регионов на Севере нужно ровно столько, сколько различных регионов недроползьвания.

Вторая тема. Развитие логики освоения собственно территорий. Для части северных и не только территорий политика в отношении крупных компаний ничего не даст, потому что их там нет. Например на Чукотке или в Карякии. Здесь нужно сочетать два пути. Во-первых, навести порядок в естественных для этих территорий отраслях, например, в рыболовстве. Во-вторых, рассматривать их как место для важнейших объектов общегосударственного значения – военных, исследовательских, но не замкнутых на себя, а завязанных на общестрановую гражданскую инфраструктуру. А в этой логике нужно общефедеральное управление, а не региональное.

Третья тема. Северные народы. Здесь нужно разделить поддержку национальных автономий и лоббизм местной номенклатуры и бизнеса, которые часто прикрываются национальными особенностями, чтобы выбивать экономические преференции. В этой логике нужны не территориальные (привязанные к земле и недрам), а национальные автономии.

Главное о чем, в этом пункте надо думать, так это о том, что важнейшее новшество, которое советское освоение внесло в традиционные уклады – это пьянство и иждивенчество. Раньше все-таки впереди пионеров шли миссионеры. Да и сейчас, если вы увидите традиционную не пьющую общину, но скорее всего – это новообращенные протестанты.

А это возвращает нас к первому идеологическому тезису - про Аляску и Чукотку и исторический смысл Российской империи.

читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).