будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
РПЦ
Ноябрь 18, 2025
Страна
Муравьев Алексей

Когда закроют РПЦ

Вот уже и неделя прошла с того странного дня, когда Управление Федеральной налоговой службы по Москве приняло решение об исключении из Единого государственного реестра юрлиц (ЕГРЮЛ) недействующего юридического лица ЗАО РПЦ. За этой аббревиатурой скрывается не что иное, как Московская патриархия.

Юристы поясняют, что такие «превентивные» исключения из ЕГРЮЛ – не редкость, они применяются, когда все остальные меры воздействия на юрлицо неэффективны, а отчетность вовремя не предоставляется. Так случилось и в этот раз - церковные чиновники не выполнили обычных требований к религиозной организации – не сдали вовремя отчетные документы.

Решения Минюста о ликвидации нет и, скорее всего, не будет, решения суда также нет. Поэтому говорить о «реальности» сценария исключения можно было бы только в том случае, если бы государственным политикам самого высокого уровня вдруг понадобилось как-то ущемить РПЦ. А поскольку этого не наблюдается, значит и угроза липовая, и закрывать никого не будут.

На этом можно было бы и закончить, если бы не повод поразмышлять о двух интересных моментах. Во-первых, о правовом поле для церкви в современной России, которая считается «чисто светским» государством. Все чаще представители РПЦ и некоторые чиновники говорят, что это представление о «светскости» российского государства устарело и не соответствует действительности. Вместо него подразумевается легализация одной из «теократических» моделей. Либо по образцу дореволюционной российской, либо по греческому или грузинскому. В Греции, или, например, в Грузии, существует конституционный конкордат – согласие относительно роли и места православной национальной церкви и ее прерогатив. Нечто подобное существовало или существует еще в ряде европейских стран, например, в Испании, Италии, Ирландии – моноэтнических государствах с католическим прошлым и явным доминированием католицизма в религиозной палитре. Но это рамка культуры, она у нас в чистом виде не заработает – мы прошли точку невозврата.

Логика сакральности – другая: одна империя, одна церковь под Богом. Однако здесь уже видна главная сложность на пути теократической перестройки. Россия, в отличие от всех упомянутых стран, - не моноэтническое и не моноконфессиональное государство. Мало того, что существует вообще путаница со статистикой (сколько же у нас православных, то ли 85%, то ли 3,5, смотря как считать) и Русская православная церковь с XVII в. и поныне пребывает в состоянии расколотом на старо- и новообрядцев. Но есть еще ислам, усиливающийся притоком трудовых мигрантов, есть большие сегменты иных конфессий. Все это делает теократический сценарий малореальным. А коли так, то и претензия на особое положение РПЦ если и может быть принята во внимание, то только в культурном или социальном, но никак не в юридическом смысле.

Утверждение, что РПЦ, реализующая для статистически большой группы населения религиозный институт, не должна проходить регистрационных и учетных процедур в госорганах – это утверждение о наступившей теократии. Логика правового государства – логика тотальная, она предполагает, что в светском пространстве у каждой религиозной организации существуют свои права и обязанности. И все равны перед законом, несмотря на культурные или другие заслуги.

Но существует проблема избирательной применимости закона в России к организациям и лицам, аффилированным с властью или полезным для политических проектов. Эту проблему стали нередко поднимать в связи с девелоперским бизнесом, с «идейно-важными» стройками и объектами, со спецзаведениями, для которых вводится «упрощенная процедура» госрегистрации со всевозможными поблажками и обходами бюрократических затяжек и контроля. А это значит, что регулятором выступает политика, а не право. И притом такая политика, в которой очень сильны архаические связки: сакральное государство – держатель сакральности, т. е. церковь. И для права тут просто нет места. Но и государство у нас десакрализовано, и церковь уже пережила и модерн и постмодерн, трансформировавшись и приспособившись к существованию в режиме пост-религии. Поэтому архаическая модель и непродуктивна, и выглядит как запаздывающая и тормозящая.

Второй повод для размышления связан уже с правом. Если правовые нормы не имеют тотального смысла, а применяются в качестве, стращательном для нерадивых бухгалтеров, даже в случае с такими институтами, как церковь, это значит, что юридические нормы, запреты и последствия вызываются к жизни и наступают по прихоти чиновников. Отсутствует обобщенное лицо, от имени которого эти нормы применяются и последствия грозят. Вчера, например, бизнесмена Козлова обвиняли по всем статьям и сажали «по полной», а сегодня выяснилось, что «вышла ошибка». Неправильно возбудили, неправильно посадили. Тогда и освободили неправильно, так? Ведь если отсутствует солидарное общественное лицо («мы»), нет пространства правды, то и оправдать по закону нельзя. Огромное государство функционирует с юридической точки зрения в режиме повторяющейся правовой ошибки. Восстановить место права без места правды и без солидарного лица нельзя. Ошибка будет повторяться.

Итак, построить теократию, на которую уповают некоторые недалекие умы, в современных условиях никак нельзя. А это значит, что всем, не исключая РПЦ, надо подавать документы в срок и вовремя регистрироваться. Если не получается – уволить главбуха и главу юридической службы и назначить других. Всего делов-то. А вот с местом права дело сложнее. Нужно его построить на месте сакральной политики, которой придется потесниться. Изобретать и ломать ничего даже не понадобится – в византийском и древнерусском наследии статус права был вполне на своем месте, и пространство права не упразднялось политикой. В поведении Управления и в нашем политическом сознании слеплены две разные локики. Логика сакральности и логика права. Надо бы разлепить.

Муравьев Алексей
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).