Сегодня в парламенте Северной Осетии наконец был озвучен доклад комиссии Станислава Кесаева по расследованию трагедии в Беслане 1-3 сентября. Парламентская комиссия Северной Осетии считает, что захват террористами школы стал следствием недоработки правоохранительных органов. "Без сомнения, захват школы в Беслане - это, прежде всего, недоработка правоохранительных органов", - заявил на заседании парламента Северной Осетии председатель комиссии по расследованию теракта в Беслане Станислав Кесаев. К недоработкам правоохранительных органов он отнес тот факт, что "большое количество вооруженных людей незаметно достигает крупного железнодорожного и авиацентра, которым является город Беслан".
Правоохранительные органы не располагали информацией о готовящемся теракте в Беслане, сообщил Станислав Кесаев. "Из сведений документов, предоставленных нашей комиссии министерством внутренних дел, следует, что упреждающей информации о том, что готовится нападение, не было", - сказал Кесаев. "Упреки в адрес отдельных представителей правоохранительных органов о том, что они имели информацию (о готовящемся теракте) и не среагировали, наша комиссия не может подтвердить", - сказал Кесаев. По его словам, была только общая информация о "сохранении напряженной ситуации".
Действия силовиков во время теракта в Беслане комиссия парламента Северной Осетии сочла неудовлетворительными. "Их (правоохранительных органов) работа должна быть признана неудовлетворительной, и это должно повлечь за собой выводы организационного характера", - сказал Кесаев.
Парламентская комиссия Северной Осетии установила факт применения гранатометов, огнеметов и танкового огня при штурме школы. Вместе с тем в докладе отмечена противоречивость представленных данных от силовых ведомств в отношении их действий 3 сентября 2004 года. "Если сравнивать отчеты МЧС и прокуратуры, то по одним после 21:00 мск 3 сентября 2004 года в здании школы проводилось разминирование, а по другим - в это же время по школе стреляли танки", - сказал Кесаев.
Он также отметил: "Представленные нам данные не позволяют с абсолютной убедительностью верить и в причины взрыва, послужившего началом штурма школы 3 сентября". Докладчик выразил недоумение по поводу того, что по данному факту назначены новые экспертизы по прошествии многих месяцев после штурма.
Выводы североосетинской комиссии противоречат данным, которые в октябре озвучил замгенпрокурора Владимир Колесников, которого после встречи матерей Беслана с Владимиром Путиным послали в Северную Осетию для дополнительной проверки. В частности, замгенпрокурора тогда заявил, что у правоохранительных органов была информация о готовящемся теракте. Колесников также сказал, что применение огнеметов во время штурма было правомерным. Отметим, что приехавший в Беслан Колесников обвинил Кесаева и других республиканских парламентариев в том, что они скрывают правду от правоохранительных органов. Президент республики Теймураз Мамсуров и Станислав Кесаев были даже вызваны на допрос в прокуратуру.
После оглашения доклада парламент Северной Осетии решил направить отчет о расследовании причин бесланской трагедии в федеральную парламентскую комиссию Александра Торшина. Кроме того, решено распустить парламентскую комиссию республики как выполнившую свои функции, сообщает "Интерфакс".
Федеральная парламентская комиссия Александр Торшина ознакомится с докладом комиссии Станислава Кесаева на ближайшем заседании в четверг, сообщил руководитель федеральной комиссии, вице-спикер Совета Федерации Александр Торшин. Он не стал комментировать аспекты североосетинского доклада, подчеркнув, что "над ним работали ответственные люди, которые были свидетелями этого преступления". "У них работа тяжелее, чем у нас", - добавил Торшин. Свои выводы федеральная комиссия представит через месяц, в конце декабря. Доклад будет представлен в сокращенном варианте.
Североосетинская комиссия по расследованию теракта в бесланской школе начала свою деятельность одновременно с федеральной комиссией - осенью 2004 года. Генпрокуратура называла эту комиссию нелегитимной. Так, замгенпрокурора Николай Шепель несколько раз заявлял о том, что североосетинские депутаты не хотят сотрудничать с Генпрокуратурой и предоставлять данные, которые им удалось получить.
Оглашение доклада североосетинской комиссии переносилось три раза. Первоначально доклад готовился к годовщине теракта - 1 сентября, но к этому сроку доклад оказался не готов. После этого доклад Кесаева переносили еще дважды.
Между тем срок следствия по делу по теракту в Беслане продлен еще на три месяца, до 1 марта. Об этом сообщил заместитель генпрокурора РФ Николай Шепель. С 17 мая в Верховном суде Северной Осетии идет процесс по делу единственного выжившего террориста, а сам теракт еще расследуется. "Мы отслеживаем в суде все показания свидетелей и потерпевших, уточняем факты, которые они сообщают, - заявил Шепель. - Многие из этих фактов не имеют отношения к Кулаеву, но важны для основного расследования". Он также заверил, что "расследование бесланского теракта будет доведено до конца и общественности сообщат его результаты".