будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 16, 2025
Страна

Комиссия по правам человека выступила с инициативой издания нескольких указов президента

Основной их недостаток v отсутствие переходных положений. Изменение этих законов v вопрос, относящийся к компетенции Государственной Думы, а установление неконституционности нормативных актов либо их отдельных положений - прерогатива Конституционного Суда, подчеркивает Ганнушкина. Однако некоторые проблемы в силах исправить исполнительная власть при наличии соответствующей политической воли.

Первая проблема - игнорирование законами прав и интересов такой многочисленной группы мигрантов, как выходцы из бывших республик СССР, которые прибыли в Россию за последние 10-12 лет и с тех пор постоянно проживают на российской территории. Оценка их численности колеблется от 400 тыс. до 3 с лишним миллионов человек.

Все они либо не имеют вообще никакого гражданства, либо в основной своей массе являются гражданами стран СНГ, причем не всегда это гражданство было принято ими добровольно. Эти граждане въехали в России вполне легально, в безвизовом порядке. Прежнее законодательство не ограничивало срок их пребывания в России, но согласно ст.37 Закона "О правовом положении иностранных граждан" все эти лица попадают в категорию временно пребывающих и, следовательно, должны покинуть Российскую Федерацию не позднее 3 месяцев после получения миграционной карты (т.е. к 1 апреля 2003 г.); в противном случае они могут быть депортированы. Теоретически они имеют право на получение разрешения на временное проживание, но установленный законом срок рассмотрения соответствующих заявлений вдвое превышает отпущенный им срок пребывания на территории Российской Федерации.

Даже если опустить вопросы справедливости и гуманизма подобного обращения государства с гражданами, годами проживающими на его территории и вносящими своим трудом вклад в его экономику, нельзя не отдавать себе отчет в том, что это неизбежно вызовет всплеск коррупции и криминала. Пытающиеся спасти налаженную жизнь своих семей ни в чем не повинные люди станут легкой добычей и питательной средой для криминальных дельцов, чиновников-взяточников, торгующих легализацией, и т.п.

Все это, подчеркивает Ганнушкина, не облегчит, а затруднит борьбу с нелегальной миграцией, поскольку большинство таких вынужденных нарушителей миграционного законодательства не покинут страну, а сделают все для того, чтобы уйти в "тень".

Легализация этих людей была бы единственно правильным решением со стороны российского государства. В связи с этим С.Ганнушкина передала президенту проект указа, который предоставил бы таким лицам, при условии, что они прожили в стране не менее двух лет (то есть въехали не позднее 1 января 2001 г.), право в течение определенного срока обратиться с заявлением о предоставлении вида на жительство.

Проект указа предусматривает, что при подаче заявления лицо должно представить доказательства своего прибытия до 2001 года и последующего проживания в России; имеются в виду любые доказательства, допустимость которых признается российским правом. Заявления должны рассматриваться в индивидуальном порядке, что послужит дополнительным фильтром при решении вопроса о предоставлении вида на жительство. Привлечение к рассмотрению заявлений независимых юристов и представителей общественности призвано успокоить заявителей и подвигнуть их к более доверительному сотрудничеству с органами внутренних дел. Этой же цели послужит положение, в соответствии с которым к таким лицам до принятия решения по их заявлению не применяются депортация и иные силовые меры воздействия.

Указ не предусматривает внесения каких-либо изменений в закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", т.е. не является вторжением в область парламентского законотворчества. Его цель - проведение однократной акции, направленной на урегулирование фактической ситуации в отношении конкретной категории лиц, сложившейся до принятия нового закона. Подобный опыт имеет целый ряд стран (Франция, 1981 г.; США, 1987 г.; Греция, 1998 г.; Италия, 1990 г. и 1998 г.; Бельгия, 2000 г.), и повсюду такие акции рассматривались как эффективное средство борьбы с нелегальной миграцией.

Вторая проблема, которую также можно решить путем издания президентского указа, касается другой группы иммигрантов, на этот раз нелегальных в полном смысле этого слова - о гражданах Афганистана, оказавшихся на территории РФ в положении беженцев после падения режима Наджибуллы в 1992 г.. Лишь единицам из этой многочисленной группы были предоставлены статус беженца или временное убежище. Отсутствие какого бы то ни было статуса закрывает для них возможность устроиться на работу, получить медицинскую и социальную помощь и таким образом найти свое место в обществе. При этом очевидно, что в ближайшее время они не вернутся на родину, поскольку сейчас у власти в Афганистане находятся представители сил, от которых они вынуждены были бежать.

Специальная программа легализации этой категории нелегальных иммигрантов предоставила бы таким лицам возможность получения разрешения на временное проживание в индивидуальном порядке.

Третья проблема стала плодом крайней запутанности и противоречивости российского законодательства и правоприменительной практики в области миграции. Очень большие затруднения возникают при определении гражданства лиц, прибывших на территорию Российской Федерации до февраля 1992 г., т.е. до вступления в силу предыдущей редакции Закона "О гражданстве Российской Федерации", принятой в 1991 г. Значительную долю таких лиц составляют вынужденные переселенцы, бежавшие от межнациональных конфликтов, возникших в конце 80-х гг. в ряде регионов СССР. В соответствии с законом они имели право приобрести российское гражданство в порядке признания, однако на практике сталкивались с массовыми отказами органов внутренних дел выдать им соответствующие документы, поскольку не имели документального подтверждения постоянной прописки по новому месту проживания на день вступления закона в силу. Отказы эти были признаны незаконными: еще до принятия прежнего Закона "О гражданстве Российской Федерации" Комитет конституционного надзора СССР дважды (26.10.90 г. и 11.10.91 г.) рассматривал вопрос о свободе выбора места жительства и прописке и признал, что институт прописки противоречит Конституции СССР и его международным обязательствам. Таким образом, к моменту принятия закона 1991г. понятие постоянного проживания в праве СССР не совпадало с понятием постоянной прописки. Однако из-за таких незаконных отказов к концу 2001 г. только менее половины лиц, принадлежащих к данной категории, смогли приобрести российское гражданство (по сведениям Комиссии по вопросам гражданства при президенте РФ).

В новом федеральном законе "О гражданстве Российской Федерации" признание как способ приобретения гражданства вообще отсутствует, и это значительно осложняет правовое положение тех, кто до сих пор не смог получить российское гражданство. Хотя в последнее время судебная власть (по крайней мере, на уровне Верховного Суда РФ) признает их российскими гражданами, такой способ определения их правового положения крайне затруднителен из-за длительности судебного рассмотрения и недостаточной правовой грамотности населения.

Указ президента - средство решить эту проблему. Проект, переданный С.Ганнушкиной Путину, предполагает признание российского гражданства за гражданами СССР, прибывшими в Российскую Федерацию до вступления в силу закона "О гражданстве Российской Федерации" 1991 г. и продолжающими проживать на ее территории в настоящее время, если в течение 6 месяцев после вступления указа в силу они не заявят о своем нежелании состоять в российском гражданстве.

читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).