"Полит.Ру" обратился к заместителю директора Института экономики переходного периода Алексею Улюкаеву и бывшему министру экономики Евгению Ясину с просьбой прокомментировать предложение Егора Строева об изменении принципов распределения трансфертов между регионами.
Алексей Улюкаев. В принципе уже сейчас при распределении трансферта показатель прожиточного минимума учитывается. Идея о представлении бюджета в верхнюю палату, может быть, и не плоха. Но, таким образом, нарушается законодательство о порядке прохождения бюджета и рассмотрении законопроектов. Сейчас же в принципе существует трехсторонняя комиссия, в которую входят губернаторы представители от правительства и государственной думы. На этой комиссии бюджет рассматривается перед внесением его в думу.
Евгений Ясин. В основе предложения Егора Строева лежит желание более справедливо, по его мнению, распределить деньги между регионами. В пользу тех регионов , которые находятся в худшем положении. Действительно, из-за того, что южные регионы более заселены, трансфертов они получают больше. В южных регионах минимальный прожиточный уровень может быть восполнен за счет, к примеру, приусадебного хозяйства. А на севере деньги, которые получают люди - это единственный источник существования.
Та методика, которую сейчас осуществляет министерство экономики, должна привести к справедливому распределению средств. Я могу пожелать, что бы она вводилась как можно скорее. Эти меры заключаются в переходе от распределения средств по отчетам к распределению по нормативному принципу. Во-первых, это целевые трансферты. То есть деньги направляются на поддержку конкретных сфер - таких как образование, здравоохранение, социальная поддержка, жилищно-коммунальное хозяйство. То есть центр финансирует определенные направления. Второе - это установка разницы между прожиточным минимумом в данном регионе и общероссийским, которая, в зависимости от структуры населения, затем умножается на количество жителей или на число жителей незащищенной категории. Таким образом определяется размер трансферта.
Проблема тут состоит в определении собственной базы региона, поскольку ее всегда стремятся уменьшить для того, чтобы получить больше дотаций. Поэтому предоставление кредита региону должно быть связано с некоторыми условиями, которые регион-получатель обязан выполнять. К примеру, он не должен превышать определенной доли расходов на обслуживание ЖКХ, ограничить сдерживание цен (или вовсе их не поддерживать), не применять барьеров вывозу продукции за пределы региона. Тем самым отношения между центром и регионом становятся похожи на отношения российского правительства с МВФ. Получение трансферта имеет положительные и отрицательные стороны. И регионы должны будут их взвешивать. Если этот принцип внедрить, то распределение будет более справедливым. Разница между югом и севером состоит еще в том, что с юга люди никуда не уедут, поскольку это их родина, а на север людей привозило государство, для того чтобы неэффективно использовать их труд. Проблема состоит в том, что людей с севера надо переселять. Так что проблема гораздо сложнее, чем ее представил Егор Семенович.