будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 24, 2025
Страна

Кому нужна борьба за снижение налогов вместо налоговой реформы?

Линия фронта обсуждения налоговой реформы в последние дни неожиданно переместилась внутрь правительства, и тут же стало очевидно, что даже высшие государственные чиновники не знают, что делать (в налоговой сфере) и кто виноват (в том, что делается очень мало).

Самой яркой цитатой этого обсуждения, была фраза Михаила Касьянова, обращенная к заместителю министра финансов Сергею Шаталову на заседании кабинета 13 марта: «...то, что представил Минфин, нельзя назвать налоговой реформой». В свою очередь, министр финансов, Алексей Кудрин оспорил претензии к возглавляемому им ведомству, объяснив, что и другие министерства виноваты, а также объявил о возможности снижения налога на добавленную стоимость (НДС) на 2% с 2004 года.

Если убрать детали (вид налога, количество процентов), сериал, который правительство показывает обществу состоит в следующем. Есть работа по снижению ставок некоторых налогов. Она принимается как положительная и подразумевается, что способствует экономическому росту. И есть персоны и (или) объективные обстоятельства, которые мешают этому процессу. Есть «хорошие» и «плохие» парни, а зрителю предлагают болеть за «хороших», понимая, как им тяжело сражаться с сильным противником.

Спокойнее всего – поверить в эту картину, а также в то, что, несмотря на отдельные трудности, процесс идет в правильном направлении. Однако это сделать достаточно трудно. Скорее возникает ощущение, что правительство упорно пытается выдать разговоры о реформе налоговых ставок за налоговую реформу. То есть в то время, когда необходимо создать разумный и эффективный тип финансовых отношений граждан и государства, нам предлагают обсуждать, какую именно ставку нужно понизить и на сколько единиц процентов.

Допустим, что, как предлагает Алексей Кудрин, ставка НДС будет действительно понижена на 2% с 2004 года. Что произойдет? Вырастут доходы предприятий? Произойдет массовая легализация сделок? Налоговые органы перестанут брать взятки? Конечно же, нет. Тогда зачем это делать и обсуждать?

Правильно ли, что предприниматель вздохнет от небольшого, но все-таки облегчения налогового бремени при снижении НДС на 2%? Наверное, это было бы близко к истине, если бы у нас уже вовсю работала легальная экономика – снижение налоговой ставки неминуемо привело бы к снижению бремени, причем пропорционально снижению ставок. Но у нас экономика до сих пор значительной частью черная и серая. Практически нет никакой разницы, попытаться уйти от налога в 18 или в 20% – уровень ухода от некоторых налогов, по данным Госкомстата, составляет порядка 30% (что является фантастическим занижением) и мелкие колебания ставки любых налогов никак заметно не повлияют на границу между легальным и теневым секторами.

С другой стороны, в случае даже небольшого снижения НДС неминуемы потери для бюджета, потому что это самый легкий для налоговиков налог (заключил сделку – заплати). Бюджет потеряет, а предприниматели как класс не выиграют, то есть одни смогут воспользоваться новыми обстоятельствами, другие – нет. Можно ожидать разных эффектов как в результате любого не встроенного в систему действия.

Предприниматели существенно не выиграют, потому что принципиальные обстоятельства их работы от микроскопического снижения ставок не изменятся. У них по-прежнему не будет возможности «заплатить и спать спокойно», зная, что чиновник ни при каких обстоятельствах не сможет на вполне или почти законных основаниях прийти с проверкой, чтобы потребовать взятку или вовсе присвоить дело и собственность. Как игры с изменениями налоговых ставок работают с этой реальностью, данной нам в ощущениях? Никак.

Если есть такая задача – создать класс людей, которые «спят спокойно», то его можно начинать создавать, и для этого необязательно даже снижать налоговые ставки. Давайте проделаем такой мыслительный эксперимент: правительство завтра объявляет, что все предприятия, которые в этом году декларируют рост своих доходов на 25%, будут в следующем году гарантированно освобождены от всех фискальных проверок и претензий (то есть всем государственным финансовым органам будет запрещено и близко подходить к быстро растущим предприятиям). Вопрос: «Какой будет годовой рост производства в стране»? Предполагаемый ответ: «Могучий», – декларировать больше прибыли и заплатить чуть больше налогов часто выгоднее, чем вступать в сложные отношения с госчиновниками и платить взятки. По оценке фонда ИНДЕМ, объем различного рода «неформальных выплат» (взяток и т.п.) не меньше объема налогов, которые платят предприниматели. То есть если оградить предпринимателей от вымогательства, то они смогли бы удвоить выплаты в бюджет.

Вышеприведенный пример, конечно, никакая не «модель» налоговой реформы или даже ее части. Мы просто хорошо видим, что нет ничего особенно сложного или непреодолимого в деле создания условий, в которых налогоплательщик будет освобожден от бессмысленного государственного давления.

Нужно создавать ситуации, при которых государственные органы не смогут иметь никаких претензий к гражданам. В этом, собственно, и состоят либерализм и правовое государство, а не в спорах о том, через сколько лет можно немножко снизить какой-нибудь налог. Не будет ни гражданского общества, ни права, пока не появится класс активных людей, которые при этом чисты перед законом.

Если переходить от мыслительных экспериментов к фактической деятельности правительства, то наиболее показательна ситуация с налогообложением малого бизнеса, где, кажется, хоть что-то происходит.

Правительство беспокоится о мелких предпринимателях. Результатом этого беспокойства в прошлом году стало законодательство об особом режиме налогообложения малого и среднего бизнеса. Однако в реальности оно не слишком снизило общее налоговое бремя (кто-то опять выиграл, кто-то проиграл), не упростило отчетность. И уж точно из «тени» никто не вышел. Герман Греф уже в этом году пообещал оградить мелких предпринимателей от какой-то части проверок – как обычно не от всех.

Но результата можно добиться не от любого «особого режима налогообложения», а от введения действительно посильного, терпимого налога, который можно заплатить, не рискуя выживанием бизнеса. Не от любых мер по упрощению отчетности, а от того, что отчетность будет настолько простой, чтобы не надо было кустарю-предпринимателю нанимать бухгалтера. Не от любого уменьшения количества проверок, а от того, при котором к честному налогоплательщику НИКТО не сможет прийти «разбираться» на основании действующего закона или нормы.

Что мешает сделать особый режим налогообложения малого бизнеса по-людски? Какие объективные факторы? Да, ничего. Никакой бюджетной катастрофы не произойдет, даже если вообще перестать собирать с малого бизнеса налоги и вообще оградить его от проверок, а лицензии продавать повсюду, как билеты на трамвай. Психологически – это трудно. Зато экономически полезно.

На самом деле предприниматели и частные граждане даже заплатили бы хорошую цену за свободу от государственного произвола и преследований, если бы такая услуга продавалась. Но государство ее не продает. Интересно, почему? У него и так слишком много денег?

читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).