Госдума, избранная четыре года назад, завершила работу. Теперь обновленный парламент соберется только после выборов. Контролировать его, впрочем, все так же будут единороссы. Это вполне устраивает действующего премьера Путина, которому конкурентный парламент невыгоден.
Очередная парламентская сессия закончена, а вместе с нею уходит в прошлое и пятый созыв Государственной думы. Депутатов приехал поздравить с окончанием политического цикла действующий премьер и будущий президент Владимир Путин (ожидается, что в воскресенье он официально будет выдвинут в президенты на съезде «Единой России»).
Обычно премьер депутатов вниманием не балует, приезжая в Госдуму в основном для ежегодного отчета. Отчет был придуман в кризис для большей подконтрольности правительства парламенту. Впрочем, мероприятие моментально выродилось в показуху — премьер в меру уныло перечислял свои успехи, парламентские фракции задавали ему довольно беззубые вопросы. В этом вообще смысл взаимодействия исполнительной и законодательной власти в последние два созыва нижней палаты парламента.
Правительство и администрация президента изобретают некий законопроект, депутаты его штампуют. Правка, даже чисто стилистическая, в законопроектах президента и правительства, насколько бы вредными они ни казались, не приветствуется.
Разумеется, есть и многочисленные депутатские инициативы и законопроекты иных субъектов законодательной инициативы — региональных парламентов и Совета Федерации. Их судьба, однако, не так однозначна. Есть депутатские законопроекты, которые депутаты лишь вносят — пишут их в других местах, например, в том же правительстве. Такие законопроекты обычно принимаются. Собственно депутатские инициативы принимаются, если исходят от единороссов и сообразуются с политикой партии и правительства (единороссы тоже разные бывают). Оппозиционные проекты не принимаются практически никогда, даже если в них есть нужда.
Законопроекты региональных парламентов тоже принимаются нечасто. Обычно по причине сугубо прагматической — либо законопроект отвратительно написан и последствия его принятия будут однозначно негативными, либо он прямо лоббирует интересы того региона, откуда он исходит.
Спектр тем тоже впечатляет: внутренняя политика, экономика, корпоративные лоббистские проекты, государственные мегастройки, вроде АТЭС и Сочи, международные дела. Может действительно показаться, что российский парламент суперпрофессионален.
Однако, как уже было отмечено, подобная продуктивность становится следствием принятия всего проправительственного и почти стопроцентная фильтрация всего остального, возможная благодаря большинству «Единой России» в Госдуме.
Премьер утверждается на раз, об импичменте даже и говорить не приходится. И даже парламентское расследование обычно сводится к имитации бурной деятельности. Скажем, после катастрофы на Саяно-Шушенской ГЭС была создана специальная комиссия по расследованию обстоятельств катастрофы, унесшей несколько десятков жизней. Однако по результатам расследования виновные не только не были наказаны, но даже не были толком названы.
Имитационной Госдума, по всей видимости, будет и в следующий раз. Не факт, что единороссы займут в Госдуме две трети кресел, как сейчас, но на простое, и не конституционное большинство они вполне могут рассчитывать по прикидкам Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в данный момент ЕР могла бы получить 260-270 мест в нижней палате парламента. При соблюдении партийной дисциплины в парламенте, в чем «партия власти» не знает себе равных, принимать законы все так же сможет только «Единая Россия», безо всяких коалиций.
Такая ситуация крайне комфортна для Владимира Путина, в чем он и признается публично. «Считаю, что огромным преимуществом нашей страны, по сравнению с другими странами в период кризиса, была именно согласованная работа правительства и парламента», - заявил Путин депутатам. Премьер также отметил, что без взаимопонимания и сотрудничества парламента и правительства «невозможно представить поступательное движение вперед, решение базовых задач и в экономике, и в социальной сфере, и в международных делах, и в сфере безопасности». Власти, таким образом, постараются сохранить большинство единороссов в Госдуме, чтобы еще на пять лет оставить парламент местом, свободным от дискуссий.