будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 21, 2025
Страна

Конец реформы Зурабова

Конец реформы Зурабова
time_2
by fotologic. Flickr.com

Минэкономразвития предлагает гражданам самим выбирать, будут ли они участвовать в накопительной пенсионной системе. Выбирать — это, конечно, хорошо, но это означает конец зурабовской пенсионной реформы. А проблемы пенсионной системы это вообще никак не решает. Меж тем, решать их надо.

Пенсионный вопрос — едва ли не хуже квартирного. Хотя бы в плане политических рисков и прочих издержек. Вот и мечутся чиновники разных уровней в попытке его решить. Как сверстать систему так, чтобы и дефицита не было, и пенсионеров не обидеть? И как не обидеть еще и потенциальных пенсионеров — то есть сто процентов населения страны? В этом смысле вопрос превращается из технического и финансового в политический первостепенной значимости.

Вот на саммите АТЭС министр экономического развития Андрей Белоусов заявил, что гражданам надо разрешить самостоятельно решать, нужна ли им накопительная пенсия, или им вполне достаточно страховой. Ну, той, что «государственная» или солидарная. То есть — можно и уйти из накопительной системы, получается.

Меж тем ровно в создании накопительной системы был весь смысл раннепутинской пенсионной реформы. Позже выяснилось, что накопительная часть - что в государственном, что в частных пенсионных фондах - дает отрицательную доходность. То есть бумаги высокой надежности, в которые разрешено инвестировать пенсионные сбережения, дают доход ниже инфляции. И тут же послышались призывы отменить накопительные пенсии. Если нынешнее предложение главы МЭР пройдет — де-факто это и будет означать ревизию зурабовской реформы.

У министерства финансов свое, отличное от МЭР, мнение. Им надо деньги экономить, и они видят, что пенсионная система является источником будущего кризиса для государственных финансов. Минфин ныне предлагает стимулировать более поздний выход граждан на пенсию.

Надо сказать, что предложения и МЭР, и Минфина — сугубо паллиативные меры. Выбор для граждан, в какой пенсионной системе быть, приведет к некоторым издержкам, но точно не решит проблемы дефицита пенсионной системы. Солидарная система может погубить пенсионную систему никак не медленнее накопительной. Оно, конечно, выбирать лучше, чем не выбирать, но лучше по-настоящему выбирать правительство и парламент, а пенсии — Бог бы с ними.

Другое дело, что пенсионная сфера — материя крайне тонкая. Монетизация льгот обернулась едва ли не самым серьезным политическим кризисом за время пребывания Владимира Путина у власти, и, по сути, этот кризис завершил все либеральные политические реформы Путина. «Страх монетизации», кажется, преследует нашу власть до сих пор.

Рецепты реформирования пенсионной сферы, чтобы система не обанкротилась, известны. Либо повышай налоги, либо сокращай расходы, либо перераспределяй деньги в бюджете. Последний вариант не особенно годится — со временем пенсионные расходы все равно будут расти, да и сокращение расходов на образование и науку — явно не выход. Пожалуй, можно было бы умерить аппетиты военно-промышленного комплекса, но главный сторонник такого решения бывший глава Минфина Алексей Кудрин был ровно по этой причине отправлен в отставку, и других желающих совершить политическое самоубийство теперь надо еще поискать.

Налоги повышать до бесконечности тоже нельзя — они и так немаленькие. А с учетом разнообразных коррупционных издержек так можно и о росте национальной экономики забыть — бизнесом просто невыгодно будет заниматься.

Наконец, есть несколько вариантов, как сокращать расходы пенсионной системы. Можно просто отменить пенсии. Кто, в конце концов, сказал, что государство кому-то что-то должно (хотя в конституции нечто подобное написано, но когда это властям мешало)? Ну ладно, так никто не сделает, но можно, по крайней мере, сократить пенсии. Снижение пенсий властям не нравится в силу очевидной взрывоопасности такого варианта (см. казус с той же монетизацией льгот). Можно переложить заботу о стариках на самих граждан, но это тоже чревато ростом недовольства, ведь «государство пенсионерам должно».

Иным методом является сокращение числа пенсионеров. Тут, конечно, речь не о гитлеровских методах, а о повышении пенсионного возраста. Тот же Алексей Кудрин в соавторстве с Евсеем Гурвичем некоторое время назад по этому поводу выступил с программной статьей. Там они обосновали необходимость повышения пенсионного возраста. Экономисты-то обосновали, но Владимир Путин уже не раз заявлял, что ничего подобного не будет.

Власти не могут решиться ни на что, потому что цена решения им кажется выше цены бездействия. А это, очевидно, не так. Время уходит - и в какой-то момент от банкротства пенсионную систему придется спасать каким-то очень радикальным способом.

читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).