будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 14, 2025
Страна

“Конкуренция может резко обостриться”

Закрытие весенней сессии Государственной Думы и Совета Федерации традиционно означает конец политического сезона. Сезон 2004/2005 депутаты из “партии власти” называют наиболее продуктивным, правительство – сложным. Люди стали чаще выходить на улицы, вынесен приговор Ходорковскому, а страны СНГ живут в ожидании очередной “цветной революции”. О специфике этого политического года корреспондент “Полит.ру” Юлия Фабрицкая побеседовала с заместителем генерального директора Центра политических технологий Алексеем Макаркиным.

Как вы можете оценить завершившийся политический сезон?

Этот политический год целесообразно сравнить с предыдущим, который был периодом огромных успехов власти и больших ожиданий населения. Власть развернула антиолигархическую кампанию, выиграла парламентские выборы, выиграла президентские выборы, Кремль смог решить вопрос с новым правительством, из которого был исключен связанный с элитой Касьянов. При этом сохранялись достаточно высокие темпы экономического роста, был приемлемый уровень инфляции с перспективой уменьшения. Казалось, что эти политические шаги и популярные решения удалось провести при достаточно стабильной экономической ситуации.

Негативные следствия предыдущего достаточно успешного для власти политического года в значительной степени сказались в этом году. Что мы имеем? Достаточно серьезный социальный протест в связи с монетизацией льгот, который показал, что ожидания населения и повестка дня власти существенно разошлись. Население хочет патерналистского курса – власть проводит реформы, которые воспринимаются в обществе достаточно негативно. Мы видим снова появившуюся проблему безопасности: трагедия в Беслане и другие террористические акты. Мы видим снижение темпов экономического роста. Мы видим, что инфляция увеличивается, а не уменьшается. Очевидны проблемы с кандидатурой преемника, вообще отсутствует консенсус в Кремле, что проявляется и в этом вопросе, и в вопросе о разделе экономических сфер влияния. Примером последнего может послужить известный конфликт между “Газпромом” и “Роснефтью”, который в течение этого политического года так и не удалось разрешить.

В этом году мы также наблюдаем серьезные осложнения в отношениях с Западом. Толчок к этому дала Украина, точнее тамошний успех Запада. События на Украине стали очень важным, значимым и болезненным для российской власти уколом. Ведь сейчас роль антитеррористической коалиции снижается, и отдельные - даже крупные - теракты не способны восстановить ее прежнюю значимость. Зато усиливается желание Запада активно играть на постсоветском пространстве, которое Россия считает сферой своего влияния. Здесь Украина только один из аспектов, другие аспекты - это ситуация в Приднестровье, которая никак не разрешается, это вывод российских баз с территории Грузии, это осложнение отношений с прибалтами и поляками в связи с разногласиями по исторической тематике, это усилившееся соперничество в Центральной Азии и это проблема Белоруссии, где Запад ориентирован на “цветную революцию”. Некоторые из этих проблем, например, Приднестровье, остро проявили себя еще раньше, но большинство все-таки заявили о себе именно в этом политическом году.

А какие политические последствия возымела антиолигархическая кампания?

Проблема антиолигархической кампании состоит в том, что осуждение Ходорковского, пожалуй, не принесло власти ожидаемых результатов. В глазах элиты он не является преступником - элита в целом ему сочувствует. Что касается простых граждан, то для них эффект антиолигархической кампании завершился еще в прошлом политическом году. Она сыграла большую роль в победе власти на парламентских и президентских выборах, но затем ее воздействие уменьшилось: ожидания значительной части населения, что за этим делом последует “раскулачивание” других олигархов, не оправдались. Второго “процесса Ходорковского” российская экономика просто не выдержала бы. Эта кампания отошла на второй план: во-первых, за ней просто уже устали следить, а во-вторых, ее перебила монетизация льгот – проблема, которая выглядит в глазах населения гораздо более актуальной, чем борьба с олигархами. Поэтому мы видим сейчас достаточно сложную ситуацию – никакой идиллии.

При всем при этом существующий режим, с точки зрения населения, продолжает быть устойчивым и политически легитимным в связи с тем, что он опирается на высокий рейтинг президента. Характер поддержки президента сейчас качественно меняется – он становится более инерционным, но сохраняется на довольно высоком уровне. Отказаться от такой поддержки значит утратить какие-то привычные политические ориентиры и оказаться перед угрозой хаоса – население не видит альтернативы. Несмотря на колебания рейтинга Путина, это создает возможности оставаться режиму устойчивым. Но те проблемы, которые проявились в этом году, являются для режима наиболее важными, так как оказывают сильное влияние на его перспективы. В частности, осложняется (пока еще не совсем понятно, до какой степени) процесс передачи власти в 2008 году, т.е. воспроизводства этого режима, усиливается конкуренция во властных структурах, снижается эффективность исполнительной власти, увеличивается расхождение между официальной и народной повестками дня, усиливаются осложнения во внешнеполитическом контексте.

А что касается процессов в законодательной власти - Дума, партии?

Реально там происходит только один процесс: “Родина” внешне вроде бы отвязывается, становится как будто более оппозиционной. Но я думаю, что конфликт внутри “Родины” - это отражение как амбиций ее руководителей, так и конкуренции в Кремле (разные функционеры “Родины” ставят на разные кремлевские кланы). Поэтому я не считаю, что “Родина” целиком и полностью вошла в конфликт с властью.

Как вы оцениваете историю с делом против Касьянова? По-вашему, это попытка дискредитировать оппозиционного кандидата?

Да, конечно, здесь есть политическая подоплека. Эта ситуация чем-то похожа на ситуацию в Белоруссии в конце 1990-х годов, где в качестве самостоятельного политического игрока пытался выступить бывший премьер Чигирь, который в конце концов был условно осужден по уголовно-экономическому обвинению.

Эта ситуация связана именно с тем, что сейчас “проблема 2008” достаточно сильно осложнилась. Возрастает потенциал оппозиции, причем оппозиции самой разной. Я не говорю о сегодняшних рейтингах, но в условиях, когда действующий президент не сможет баллотироваться, и в отсутствие консенсусного преемника конкуренция может резко обостриться. Соответственно, мы видим потенциальных кандидатов, которые идут с разных сторон – это Касьянов и Рогозин.

Касьянов ориентирован на традиционную элиту, сформировавшуюся в течение 1990-х годов, на различные слои чиновничества, на бизнес-сообщество, на либеральную часть общества, а также, я думаю, потенциально он будет пытаться расширить свое влияние, свой электоральный потенциал и за счет других слоев, в том числе и за счет пенсионеров и бюджетников. Ведь именно при его правительстве регулярно платили пенсии и зарплаты бюджетникам – он сейчас будет всячески это подчеркивать. Плюс он будет, конечно, апеллировать к Западу, выступать в роли кандидата, который будет считаться у нас “прозападным”.

Рогозин – политик, который способен оседлать снова поднимающуюся национальную волну, протестную волну – ту самую, которую мы видели во время монетизации льгот. Он будет пытаться аккумулировать этот ресурс, использовать патриотические и державнические аргументы в сочетании с некоторыми технологиями “оранжевой” революции. Ведь не зря он в Украину приезжал и общается с украинскими социалистами.

Касьянов уже заявил о желании участвовать в президентских выборах, партия “Родина” выступает конкурентом “Единой России” в большей степени, чем КПРФ. Тогда как в прошлом году все, казалось, было решено: эксперты думали, что борьба может быть только в 2012, 2016 годах. Но факторы роста политической активности сигнализируют, что и в 2008 году есть интрига, поэтому понятно желание власти минимизировать политические риски. С этим во многом связан и раскол “Родины”: партия Бабурина будет выступать в качестве конкурента партии Рогозина (точно так же, как на прошлых выборах партия “Родина” была конкурентом КПРФ). А если партия Рогозина выступит на следующих парламентских выборах слабо, неуверенно, тогда у него будет отсутствовать серьезная позитивная динамика, и он вряд ли сможет рассматриваться как серьезный кандидат в президенты. Уголовное преследование Касьянова - это также политический фактор, направленный на снижение потенциала этого кандидата, который уже заявил о своих амбициях.

Так что все перспективы проистекают из особенностей этого политического года. Такая вот смутная ситуация, возрастание неопределенности, рост проблем – внутриполитических, экономических и внешнеполитических – приводит к тому, что власть старается минимизировать политические риски, в том числе и за счет нейтрализации автономных и полуавтономных игроков.

Вы упомянули, что методами оранжевой революции воспользуется Рогозин, а почему он? Ведь “прозападным” кандидатом считается Касьянов.

Рогозин просто это уже продемонстрировал. Я ничего не могу исключать, но пока Касьянов ждет. Он сделал ставку на то, чтобы в каких-то крупных политических акциях пока активно не участвовать и ждать, пока к нему придут демократы и предложат, чтобы он стал консенсусным кандидатом – по крайней мере, большинства демократических сил.

А они придут?

Могут. Если не найдут альтернативы – сейчас они находятся в процессе поиска. Понятно, что к Касьянову не может прийти “Яблоко”, которое уже подвергло его жесткой критике и которое выступает с жестко антиолигархических позиций. Но все остальные могут, потенциал тут есть.

Еще одно заметное явление политического сезона – это активизация молодежи. С чем, по-вашему, это связано?

С одной стороны, есть официозные массовые молодежные движения – “Наши” и т.д., с другой стороны, есть большое количество радикальных оппозиционных молодежных движений, одни из которых являются либеральными, другие – весьма радикальными, как НБП.

Пока все это представляет собой достаточно разнообразное и разношерстное сообщество. Говорить о том, что они сейчас являются влиятельной политической силой, я бы не стал. Но происходит немножко другое. Уже во время каких-то массовых акций оппозиции, как, допустим, 12 июня в Москве, молодежь играет все более значительную роль, в том числе и в тех акциях, где участвует традиционная “взрослая” оппозиция. Т.е. потенциал у молодежи есть, но пока он не проявился. Сейчас создаются только некоторые основы для того, чтобы позднее этот потенциал мог раскрыться. Власть видит такую проблему, отсюда и создание контрреволюционной альтернативы в виде “Наших”. Я не исключаю вариант, когда молодежные оппозиционные организации могу быть задушены на корню. Здесь как раз и проявится степень их жизнеспособности, поскольку задушить организации, которые действительно являются живыми, являются реальной силой, очень сложно. В этом случае попытки задушить приведут только к их радикализации. Причем это коснется всех организаций, которые потенциально могут быть объектами воздействия со стороны власти.

читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).