будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
ислам
Июль 10, 2025
Страна
Муравьев Алексей

Коран под запретом

Коран под запретом
kuran-1
Коран. Источник: Фото: arabelites.com

Тот факт, что Октябрьский районный суд Новороссийска удовлетворил иск транспортной прокуратуры города и признал экстремистской книгу известного азербайджанского религиозного философа Эльмира Кулиева «Смысловой перевод священного Корана на русский язык», свидетельствует о нескольких интересных вещах. Во-первых, подобно случаю с запретом Свидетелей Иеговы «за экстремизм», наши суды не понимают, что такое религия и как с ней быть. Во-вторых, ни у судов, ни у общества в целом нет понимания, что такое «другой», не такой, как они, и от этого непонимания происходит агрессивное отталкивание. И наконец, ни у кого нет понимания, что священные тексты авраамических (как, впрочем, и других) религий были написаны в отдаленные времена и их нередко нельзя понимать буквально, как если бы они были написаны в наши дни.

Как известно, у Корана нет «официального» перевода, а те, что имеются (включая знаменитый текст И. Ю. Крачковсого) нельзя назвать официальными. Они суть «переложения смыслов», потому что арабский язык оригинала очень своеобразен, но главное – текст не имеет аналогов, его не к чему привязывать. По крайней мере, так считают корановеды. Есть теория Люксенберга, согласно которой, у Корана был сирийский христианский оригинал, нечто вроде лекционария, однако у этой гипотезы немало и противников. Одним словом, текст 7 в. написан туманно и загадочно, это профетический свод изречений и коротких историй, смысл которых нередко остается скрытым, как для верующих мусульман, так и для ученых специалистов. В это время в Аравии, точнее говоря на Хиджазе, соперничали несколько религиозных учений или систем: иудаизм, христианство, арабское язычество Химьяра... Ислам появился и «встал» поверх всего этого, впитав от них некоторые черты. Одной из этих черт был энтузиазм, присущий авраамическим религиям изначально, и который потихоньку выветрился из них к концу ХХ в.

Вообще говоря, любая религия предполагает определенный внутренний конфликт (этический или социальный) внутри верующего. Он должен принять некое воззрение, конфликтующее с его прежним или с окружающим. Именно такой конфликт переживает сам Авррам (что хорошо объясняет Р. Лаут), такой конфликт имеют в виду пророки Ветхого Завета, обличающие своих сограждан в «теплохладности». И конечно, такой конфликт имеет в виду Христос, когда призывает «оставить отца и мать» и следовать за ним. В Евангелии это называется «обоюдоострый меч».

Помыслить, что основатель ислама отнесется мирно к конкурирующим религиям в Мекке и Медине VII в. также невозможно. Язычники были его врагами, а иудеи и христиане – извратителями Писания. Ожидать толерантности от книги, написанной посреди жестокого состязания мировозрений, значит не видеть ее специфики. Толерантность выстрадала Европа, но она – не в самом тексте Священного Писания, а в его интерпретации. Любая религия авраамического типа претендует на исключительность, она предполагает жесткое вытеснение конкурирующих религиозных форм.

 

То же самое можно сказать и об «экстремизме». Предлагая верующим религиозную интерпретацию истории, религия нередко ставит их в позицию как бы экстремистов в отношении Бога и истины, ибо многих истин с религиозной т. зр. не может быть. Слово «экстремизм» все чаще применяют в этом смысле – как «нетолерантность». Но кроме «экстремистской» природы религии судебное решение содержит еще два заблуждения. Решение предполагает, что все религиозные системы построены на идее гуманизма и доброделания. Это принципиальное заблуждение. Гуманизм возникает там, где религия переживает кризис своих оснований, проходит через точку модернизации и переосмысливает себя.

В этом смысле христианство переосмыслило иудаизм в себе, а ислам отказался от этого переосмысления и вернулся к архаическому простому дуализму «свои-чужие». Но это не делает религии архаизирующего, не гуманистического типа античеловеческими или чудовищными. Если в Коране написано, что христиане предали Христа, это как раз значит, что исламская религия видит в христианстве недостаточно харизматизма, но при этом требует архаического дуалистического подхода. Проще говоря, христианину проще увидеть правду в исламе, чем мусульманину – в христианстве. Христианство – монистично, они видит своего в чужом. Плохо то, что этот христианский подход никак не влияет на судей, несмотря на христианские корни русской культуры, на общегосударственную демонстрацию приверженности церковным принципам.

Запретить Коран нельзя, ибо он крепко и давно вписан в мировую культуры. Разделить интерпретации «смыслов Корана» на экстремистские и «мирные» тоже едва ли возможно ввиду непонимания языка Корана судьями без переводчика. Поэтому единственный путь суда – обращаться за консультацией к сообществу религиоведов. У них есть и дистанцирующие интерпретации священных текстов прошлого, и способы понять другого, и объяснения разницы между «экстремизмом» многовековых религий и бесчеловечным оправданием терроризма.

Муравьев Алексей
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).