будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 15, 2025
Страна

Косметический ремонт вертикали

Косметический ремонт вертикали
flugel
Иллюстрация: Сергей Елкин

 

Москва вновь пытается изменить отношения центра с регионами. Впрочем, реформу в очередной раз ждет провал. Ведь дать регионам полномочия — это еще и дать деньги. А если регионы станут самостоятельными, то федеральная власть останется без рычагов влияния. А это прямая угроза «вертикали власти».

Федеральная власть вновь ищет формат работы с регионами. Сразу две рабочие группы правительства готовы представить предложения для того, чтобы и федеральные органы были сыты, и региональные целы. По данным «Коммерсанта», группа под руководством вице-премьера Дмитрия Козака (помимо нее над разработкой предложений трудится еще и группа, возглавляемая вице-премьером Александром Хлопониным) сегодня представит предложения по передаче целого ряда полномочий из центра в регионы.

В числе предложений передача кадастрового учета, ряда полномочий в сфере соцобеспечния и здравоохранения, охрану памятников федерального значения, функции региональных отделений Роспотребнадзора, картографирование и многое другое, чем сегодня занимаются федеральные чиновники на местах. Сокращение — до 100 тысяч федералов. И снятие нагрузки — в виде их содержания и зарплат — с федерального бюджета.

Вместе с полномочиями в регионы предлагается передать и финансирование. А вот это становится серьезной проблемой.

Проблема отношений в паре «Центр-регионы» является вечной. Регионы традиционно жалуются на нехватку средств и полномочий для решения тех или иных вопросов регионального управления и развития. Наконец, богатые регионы попросту недовольны изъятием их доходов (скажем, нефтегазовых) в пользу федерального бюджета. Значительную часть денег федералы все же возвращают, но происходит перераспределение — уравнительная и довольно унизительная для богатых регионов процедура. Фактически система межбюджетных отношений перекошена — почти всей полнотой полномочий обладает федеральная власть.

Такое положение регионам не нравится чрезвычайно (финансируемые «Аллахом» республики не в счет).

Регионы просят акцизы (на алкоголь, табак, нефтепродукты), налоги на доходы физлиц и так далее. Хотят регионы и свою долю от «природной ренты». Передача налогов на региональный уровень существенно улучшила бы финансовое положение региональных бюджетов. Однако и снизило бы их зависимость от федерального бюджета и федерального центра.

Мотивация регионов проста и понятна — ряд функций федеральные органы, даже массово представленные чиновничеством на местах, выполняют не то чтобы эффективно. И в результате ответственность распыляется. Примером, который активно тиражировался, были лесные пожары, когда понять, кто должен их тушить, было почти невозможно. Страдали, разумеется, граждане.

Основной вопрос для федерального центра — как все региональные полномочия профинансировать и не потерять при этом рычаги давления — почти нерешаемая дилемма. Если дать регионам достаточное количество финансов и при этом не наладить систему контроля, то деньги по старой российской традиции будут расходоваться неэффективно (выражение «неэффективно» зачастую означает банальное воровство средств).

Иной ответственности, кроме как перед Москвой, у региональных властей нет. В условиях политической и финансовой безграмотности и отсутствия свободных выборов у граждан нет шансов контролировать траты региональных властей и даже просто оценивать результаты их работы.

Смотрящие от Москвы — единственное условие, при котором федеральный центр согласился бы передавать полномочия и финансирование регионам. Однако на этом пути имеется целый ряд ограничений.

Возможности «всесильного» Кремля убывают пропорционально удалению от него. Агенты федеральной власти на местах легко превращаются в союзников региональных властей, как только те демонстрируют наличие у них денег.

Или же вовсе превращаются в декорацию власти. Последнее особенно заметно — чем и озабочены обе рабочие группы правительства — на примере «президентского ока», института полпредов в федеральных округах. Полпреды превратились в «чемодан без ручки» и непонятно то ли отменять их вообще, то ли усиливать. По данным «Ведомостей», полпредов хотят превратить из «надсмотрщиков» в «экономических стратегов». В этой формулировке видна неспособность федерального центра провести реформу отношений с регионами. Чем надсмотрщик отличается от стратега? В реальной управленческой практике — только набором опыта и компетенций. А по сути отличие вообще лишь в названии — от человека у нас зависит многое, если не все.

Сохранение элементов контроля за регионами в нынешнем формате вертикального квазиуправления, когда рычагами давления являются условные «кнут» (угроза увольнения губернатора) и «пряник» (финансовые вливания из центра) делают изменение названий и передачу функций (сугубо второстепенных) пустой формальностью и имитацией работы. Поскольку лишившись «кнута» - вернув выборы губернаторов — или «пряника» - отдав налоги регионам — федеральная власть утратит влияние. А на это никто не пойдет, ведь обещал Владимир Путин стабильность.
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).