будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
РПЦ патриарх Кирилл
Июль 17, 2025
Страна
Муравьев Алексей

Креативное презрение

Креативное презрение
kirill-1
Патриарх Кирилл в Зачатьевском монастыре. Источник: Фото: patriarchia.ru

Слова Патриарха Кирилла, произнесенные в Зачатьевском монастыре, бичуют креативный класс, нашу новую интеллектуальную элиту. Прежде Патриарх виноватил элиту за то, что она извращенно понимает его слова и требует светскости. Его слова с сочувствием подхватил апологет РПЦ Роман Лункин, написавший, что в словах, например, М.Прохорова о светскости и необходимости идти к людям, есть противоречие. На этот раз креативный класс поругали за презрение к народу, кормильцу и поильцу. Что, собственно, имеет в виду предстоятель РПЦ? Вероятно, имеется в виду тот факт, что народная масса идет в церковь, а креативщики – нет, да еще и возмущаются теми, кто идет.

Итак, какова позиция «креативного класса», а по-старому, нецерковной интеллигенции? Презирает ли она народ, народ ли презирает ее или они вместе церковь презирают? Тут можно вычленить два разных отношения креативного класса: к РПЦ, к люмпенизированной городской сервисной прослойке и к «народу вообще»: сельскому населению прежде всего.

Если говорить об РПЦ, то в целом креативный класс, без сочувствия относящийся к попыткам встроить православие на место идеологии, предпринимаемым начальством, плохо относится к этому самому начальству. И поелику церковь тесно ассоциировалась с классом управленцев и своей верхушкой вошла в партийно-правительственную элиту, креативщики поливают ее тем же помоями, что и остальное начальство – "жуликов-воров", коррупционеров, бюрократов и проч.

Но есть и доля помоев, достающихся церкви на отдельных основаниях. Они связаны с тем, что креативщики чувствуют важное место, на котором церковь может и должна быть, но там ее нет. Это место – аскетическое служение в местах страдания. Например, креативщики все десять лет сидения Ходорковского вопияли о его страданиях, а церковь молчала. Можно, конечно, сказать, что народу было до Ходорковского и его сидения все равно, и в этом креативщики его презирают, но это было бы неверно. Посадка «Пусси Райот» также вбила свой клин между интеллигенцией и церковью. Поэтому в целом церковь для креативного класса не представляет собой ничего привлекательного – она ассоциирована своей верхней частью с начальственным сословием, она идет в фарватере государства, она не соответствует представлениям об аскетизме, ее устройство не демократично, а иерархично. Поэтому креативный класс, собственно, и не желает поворачиваться к ней лицом, а воцерковленные представители интеллигенции стремятся выгородить себе внутри церкви уголок для своего кружка по интересам.

 
Патриарх Кирилл в Зачатьевском монастыре. Фото: patriarchia.ru

Что думает креативный класс про люмпенизированное городское население из недавних жителей сел, поселков и городков, перебравшихся в города-миллионники и стремительно отвоевывающих себе место под солнцем и ресурс. Для интеллигенции это «быдло» (польское слово, означающее вьючный скот) представляется прямой угрозой уже потому, что его социализация никак не связана с историей культуры и выживает он не за счет продажи интеллектуального продукта, а за счет участия в сервисных общественных функциях. Вместо культурной идентификации (литературы, классической или джазовой музыки, кинематографа) эта страта использует идентификацию через масс-культуру, социальные сети и отчасти через церковь.

Понятно, что церковность в этой группе очень специфическая, и сейчас ученые только начали изучать ее по существу. Новые горожане могут иногда быть довольно усердными прихожанами. Но такие случаи обычно редки. Чаще они довольствуются ритуальными действиями, актуализующими привязку к своей самоидентификации. Они голосуют за власть, а сама идея оппонирования власти им претит.  В этом смысле можно говорить о том, что у креативного класса есть презрение к этой социальной группе не по принципу конкуренции, а по принципу разного устройства социальной культуры. И это презрение взаимно.

Теперь главный вопрос – не об этой ли прослойке радеет Патриарх и не ее ли он пытается защитить от интеллигенции. Скорее всего да, даже если на словах это не так. Фактически, ориентация на массовую церковь, интегрированную в государство, сделала эту группу главной и определяющей в РПЦ. Эта группа подчеркнуто лоялистская, она голосует «как надо» и не предъявляет требований к власти. Презрение к ней со стороны креативного класса понятно, но оно, как сказано, не происходит из конкуренции. Оно происходит из факта смены культурных кодов.

 
Патриаршее служение. Фото: patriarchia.ru

Теперь настоящий народ. Крестьяне, т.е. быстро убывающая социально ослабленная и ущемленная группа населения, некогда формировавшая основной массив народной культуры, и рабочие, занятые в промышленности. Каково отношение креативного класса, интеллигентной элиты к ним? Скорее всего, они просто не замечают народа, в том смысле, что народная крестьянская жизнь происходит настолько в иной плоскости, нежели жизнь креативного класса. Они практически не пересекаются, не конкурируют за ресурсы, у них нет общего культурного кода: креативщики – наследники европеизированной аристократической культуры, а сельское население – результат советского эксперимента по превращению крестьянства в «сельхозрабочих».  Рабочие в городах на предприятиях промышленности тоже десоциализировались. Потеряли социальную привязку, и по большей части креативным классом как мишень или точка приложения усилий не рассматриваются. Итак, к этой группе презрение у интеллигенции едва ли можно вычленить из общего незнания или отсутствия интереса.

Презрение по существу есть аффект, связанный не со страхом, а с отсутствием общей площадки. Объект презрения – не конкурент, а фактор легкой фрустрации за счет чуждости, который проще игнорировать, чем заниматься им. Этот объект не то чтобы мешает, но не участвует в мире, который формирует вокруг себя субъект, хотя и выражает такое пожелание. Народная масса давно живет отдельно от городских элит и не соприкасается с ними. А вот что касается управляющей верхушки церкви и связанной с ней новым мещанством – люмпенизированной стратой городских сервисных людей, зрителей ТВ и лояльно голосующих граждан – то к ней у креативного класса презрение есть. Впрочем, это презрение – часть демаркации границы между сословиями. Так что упрекать за него совершенно бессмысленно.

Муравьев Алексей
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).