будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Ноябрь 19, 2025
Страна

Кремлевское подполье

Кремлевское подполье
98_01

Прошедшие выборы в Чеченской республике и фактически прошедшие выборы в Мосгордуму, одинаковые по основному принципу, показали возможности нашей партийной системы. Они невелики. Непонятно, кто в стране сможет добиться своих целей с помощью этого инструмента. Зато понятно, что для решения задачи сохранения преемственности команды Владимира Путина и формирования оппозиции сложившаяся схема выборов бесполезна.

Принцип состоит в том, что партии оказались в одной комнате, а политика – в другой, закрытой, и никакой связи больше не осталось. В Чечне основной политический конфликт (между федеральными интересами и Рамзаном Кадыровым) и главная тема (насилие – похищения и убийства граждан) оказались никак не связанными с партийной повесткой. А места в партийных списках определялись в другой комнате, без участия избирателей. Причем Рамзан Кадыров выиграл, но этот выигрыш ничего ему не дал в смысле упрочения власти как раз ввиду фиктивности инструмента.

В Москве основной политический конфликт (между командой Лужкова и кремлевскими группами) и основная повестка (фигура будущего мэра и содержание послелужковской политики, прежде всего градостроительной и жилищной) тоже оказались беспартийными. Как заметил Дмитрий Орешкин, Юрий Лужков обыграл Бориса Грызлова в вопросе о контроле за местной «Единой Россией», но это ему ничего не даст, потому что результаты никак не соразмерны усилиям - все равно все решит будущий назначенный мэр. 

Казалось бы, в Москве хотя бы остались мажоритарные округа, где еще могла бы быть какая-то политика. И действительно, в каких-то округах некоторые кандидаты обсуждали некие настоящие вещи типа застройки и расселения. В большинстве же московских округов избирателям предлагается настолько серый набор морд, что тошно. Прогноз состоит в том, что все избранные одномандатники будут людьми Лужкова – все другие силы не стали (хотя и могли бы) бороться всерьез и дадут, если что, подкорректировать результаты.

Деградация публичного политического инструментария происходит на фоне ускоренного дрейфа государственных инструментов в сторону бессмысленного и беспощадного произвола. В стране нет политических инструментов, которые бы смогли противостоять очевидным «перегибам», как говорили в сталинское время.

14 лет колонии для и.о. управляющего делами "ЮКОС-Москва" Алексея Курцина и другие продолжающиеся дела против сотрудников ЮКОСа – это уже не политическая борьба, это серая инерция системы, убивающая уже и непричастных к мнимым или настоящим политическим замыслам Михаила Ходорковского. Если опала настоящим олигарахам еще могла выглядеть как царское дело, то мелкая месть – это признак набирающей обороты серой и бессмысленной, но пугающе самостоятельной репрессивной машины.

Кроме насильников-убийц и людоедов даже при российском «обвинительно уклоне» больше 10 лет дают по делам, в которых почему-то очень заинтересованы спецслужбы. Столько же после сомнительного пересмотра дела получил физик Валентин Данилов, похоже, того же можно ожидать по другим делам против ученых. И усилия отдельных академиков и общественных организаций несоразмерны набирающей мощь машине. На этом месте должны были быть политика и политики, которые бы системным образом пересмотрели устаревшую механику системы государственных секретов.

Есть позиция и активность бизнес-организаций. Но нужны политики и политика, которые бы смогли встать против судейского и прокурорского произвола во всем, что касается экономических преступлений и вообще ограничения террора, направленного против предпринимателей. То есть необходима политика, которая закроет доступ репрессивной машине к нормальным людям.

Думаю, что усилия государства в части удаления более-менее легальных денег из политики, а теперь еще и из общественной сферы, которая, безусловно, имеет влияние на политические предпочтения граждан, уже во многом удались. Вряд ли какой-либо российский бизнес будет объявлять о своем участии в политической и общественной жизни, если это только не просьба из Кремля или от губернаторов. Значит, политика будет принимать подпольные формы.

Но есть еще и губернаторы, некоторые из которых являются фигурами у себя в регионах более сильными, чем федеральная власть. Здесь тоже будет теневая политика, направленная против президента и связанных с ним групп, даже если есть договоренности о сроках «добровольного» ухода Лужкова или Шаймиева.

И еще есть группы в Кремле, которые будут бороться за президента и его преемника разными методами. Тем более, что практически все такие группы имеют отношение к разворачивающемуся террору против российских граждан и будут использовать его как инструмент.

И, скажите пожалуйста, почему Владимир Путин, Владислав Сурков и другие все еще говорят о партийной системе и надеются на «Единую Россию» и ее сателлитов? В чем логика? Выборы в 2007 году пройдут по сценарию выборов в Мосгордуму, то есть драка вокруг уходящего президента идет совсем в другой комнате - ни избиратели, ни большинство членов партий на нее повлиять не смогут. Владимир Путин сформирует свою Думу, которая его предаст, как только это понадобится его преемнику.

Наверное, есть позитивные выходы. И все они находятся в сфере легализации политики, понятой в том смысле, в каком налоговая реформа подразумевала легализацию денег граждан и бизнеса. Шаги в сторону легализации политики мог бы сделать президент, если бы решил создать механизмы ограничения репрессий против граждан и начал бы обсуждать реальную повестку с разными группами населения.

Меньше возможностей (но все-таки они есть) у гипотетической оппозиции, если ей удастся за счет обнародования убойного, сильного содержания или за счет чего-то иного вынудить президента и партию власти отвечать, а значит, и обсуждать настоящую повестку дня, занять реальные позиции, а не просто «за все хорошее против всего плохого».

Во всех остальных случаях каждый новый кандидат в «преемники» будет вызывать различные реакции у граждан, бизнеса, губернаторов, групп чиновников и силовиков, которые смогут проявлять их лишь подпольно, в лучшем случае - с помощью интриги. И при этом сценарии никто никому не сможет ничего гарантировать. Опыт неудачных попыток смены режима (см. Казахстан), как ни противно просто даже говорить об этом, включает странные убийства и покушения, причем чаще всего до конца не ясно, какая из сторон за ними стоит.

См. также:

  • Лейбин. Лужков разбудил путинцев
  • Орешкин. Возвращается эпоха политической невнятицы
  • Долгин. Меню из десяти блюд для столичного избирателя
  • Бой с мигрантами и либералами
  • Ясин. Сейчас слишком высоки ставки в игре
  • Локшина. «Единственная действительность в том, что, действительно, убивают людей»
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).